Стимулируй это: ученые нашли способ улучшить реабилитацию после травм и инсультов

Эффект проверили на живых и здоровых людях

7 июня 2023
Постановка эксперимента, снятие электроэнцефалограммы
Семен Куркин (предоставлено пресс-службой РНФ)

Как мы помним, мозг в ответе за каждое наше движение. Даже самое незначительное. Но стоит только произойти какому-нибудь нарушению, как о нормальных движениях можно забыть. Больше всего из числа таких «нарушений» врачей беспокоят инсульт и болезнь Паркинсона, и они то и дело ищут способы помочь пациентам быстрее прийти в форму. И, кажется, стали на один шаг ближе к своей цели.

Для своего очередного эксперимента исследователи из Балтийского федерального университета имени Канта и Нижегородского государственного университета имени Лобачевского взяли 30 вполне здоровых людей и попросили их представить, как они сжимают кулак. Причем испытуемых в этот момент разделили на две группы.

• Одним прикладывали к лобной области слева магнитную установку, которая возбуждала нейроны части мозга, управляющей вниманием, рабочей памятью и планированием;

• другим тоже прикладывали магнитную установку, но никаких областей мозга не возбуждали.

И тем, и другим участникам в ходе эксперимента снимали электроэнцефалограмму, которая отражала активность разных зон мозга, а чтобы исключить эффект плацебо (и чтобы никто не догадался), подопытным не рассказывали, в какой группе они находятся.

Результаты исследования, опубликованные в журнале Sensors, показали, что магнитная стимуляция той части коры головного мозга, что отвечает за высшие когнитивные функции, активирует так называемый затылочный тета-ритм. Это специфический тип мозговой активности, связанный с обработкой информации, восприятием движения и сенсомоторной интеграцией. Также выяснилось, что благодаря стимуляции человек быстрее совершает воображаемые движения.

Теперь, обладая этими знаниями, ученые планируют взять их в работу, чтобы в дальнейшем сделать более эффективной реабилитацию людей с неврологическими заболеваниями и помочь спортсменам улучшить результаты. Даже не представляем, на что после этого будут способны спортсмены, которые и без всякой стимуляции покорили мир.

Исследование поддержано грантом Российского научного фонда.