Стильно и не холодно: во льдах Гренландии нашли светящуюся рыбу с антифризом в крови

Уникальное вещество помогает ей не замерзнуть заживо в ледяных водах Арктики

21 августа 2022
Рыба-улитка в реке Святого Лаврентия, Северная Америка.
RLS PHOTO / Alamy

Зоологи из Американского музея естественной истории во время экспедиции к берегам Гренландии обнаружили под одним из айсбергов крошечных существ, которые светились ярко-зеленым и красным. Что удивительно для ледяных вод. При ближайшем рассмотрении это оказались рыбы-улитки, в жилах которых течет светящийся антифриз. Благодаря ему рыбкам удается быть одним из немногих видов, живущих в расщелинах айсбергов.

Молодая особь Liparis gibbus
Evolutionary Bioinformatics

Биофлуоресцентные морские обитатели чаще всего встречаются в теплых водах, где они устраивают целые «световые представления». Но ученые были сбиты с толку, увидев подобное «шоу» в ледяной воде у берегов Гренландии.

Исследование молоди рыбы-улитки (Liparis gibbus), напоминающей головастика, показало, что этот необычный вид в огромных количествах производит антифриз. По словам зоологов, это оказались самые высокие уровни экспрессии антифризных белков, о которых когда-либо было известно. Это и помогло особям адаптироваться к экстремально отрицательным температурам.

Природный антифриз, который научились вырабатывать некоторые животные, действует подобно антифризу для автомобиля. В машине он регулирует температуру двигателя в холода, а полярной рыбе помогает не превратиться в свежемороженую рыбную палочку.

Дэвид Грубер

«Протеины-антифризы в телесных жидкостях прилипают к поверхности меньших кристаллов льда и замедляют или предотвращают их превращение в более крупные и более опасные кристаллы».

Рыбы как с Северного, так и с Южного полюса, независимо друг от друга, выработали эти белки, уточняет Грубер.

Впервые подобная черта — текущий по венам антифриз — была зарегистрирована у антарктических рыб около полувека назад. Эту защиту некоторые рыбы приобрели в ходе эволюции, потому что, в отличие от хладнокровных рептилий и насекомых, не могут выживать, когда их телесные жидкости замерзают.

Поэтому в экстремально холодных условиях они в результате процесса экспрессии генов производят белки-антифризы. Затем, как и любые другие белки, выделяют их в кровоток. Однако Liparis gibbus, отмечают авторы исследования, делает это лучше остальных «рыб-мерзляков» в разных концах Земли.

Интересно, что арктические рыбы, имеющие антифриз, не проявляют биофлуоресценцию — не способны светиться зеленым, красным и желтым, как гренландская рыба-улитка. Это первый подобный случай, известный науке.