Средние широты Марса оказались похожи на человеческий мозг: у астрофизиков есть 3 версии, почему

Скорее всего, такой рельеф Красной планеты связан с движением льда

25 августа 2023
фон: Getty Images; фото Марса: NASA / JPL-Caltech / UArizona; коллаж: Vokrugsveta.ru

Иногда хочется жить бесконечно долго хотя бы ради того, чтобы узнать, что еще найдут ученые на Марсе. На этот раз они пытаются понять, каким образом на Красной планете появился участок, рельеф которого напоминает морщинистую поверхность человеческого мозга.

«Мозговитый» рельеф ученые обнаружили в средних широтах Марса, где северные равнины встречаются с южными высокогорьями. Так выглядит ландшафт в кратерах, долинах и на образованиях, известных как лопастные отроги. Что объединяет все эти местности, так это то, что они богаты льдом. Учитывая это обстоятельство, исследователи полагают, что формирование необычного рельефа каким-то образом связано с поведением замерзшей воды. Но над вопросом о том, чем конкретно обусловлен такой марсианский рисунок, ученые до сих пор ломают головы.

У исследователей есть несколько версий. Одна из них говорит, что гребни высотой от 4 до 5 метров и борозды каким-то образом прорезаны ледяными потоками.

Сторонники второй теории считают, что эти образования являются продуктом водяного льда под поверхностью. Прорываясь через трещины, лед приводит к обрушению земли над ним, и в результате местность становится изрытой и текстурированной.

Есть еще и третья гипотеза. Она предполагает, что рельеф мог появиться следующим образом: когда поверхность Марса замерзает, она расширяется, поднимая осадки, а когда оттаивает, разрыхленный осадок оседает обратно, а вместе с ним падают различные камни, которые и создают причудливый узор.

Кстати, что-то похожее на этот марсианский рельеф ученые нашли и на Земле — в канадской Арктике. Правда, в гораздо более скромных масштабах.

Учитывая все это, ученые пришли к единому выводу: возможно, у Земли с Марсом куда больше общего, чем мы считаем. И чтобы узнать больше о соседней планете, нам, может быть, стоит внимательнее оглядеться вокруг. А учитывая, что Марс едва заметно ускоряется, теория о планетах-побратимах, вероятно, не лишена смысла.