И все-таки он вертится… чуть быстрее: почему Марс едва заметно ускоряется?

Стало известно, что сосед по Солнечной системе «набирает обороты»

8 августа 2023
И все-таки он вертится… чуть быстрее: почему Марс едва заметно ускоряется?
Getty Images

Марс постепенно ускоряет вращение вокруг своей оси. Это удалось установить благодаря данным посадочного модуля InSight, сообщает подразделение НАСА по исследованиям Марса. Научная работа была опубликована в журнале Nature этим летом.

Скорость вращения Марса растет примерно на 4 миллисекунды в год, то есть марсианские сутки каждый год становятся короче на небольшую долю миллисекунды. Помимо этого, Красная планета слегка колеблется за «расплескивания» жидкого ядра, состоящего из раскаленного металла, установили астрофизики.

Почему Марс начал вращаться быстрее

На этот счет у ученых есть несколько версий. Вероятно, речь идет о незначительном изменении формы планеты: на полярных шапках Марса накапливается лед, а другие территории, напротив, высвобождаются из-под ледников.

Чтобы объяснить, как именно Марс ускорился, астрофизики приводят сравнение. Планету можно уподобить конькобежцу, который сначала кружился вокруг своей оси с вытянутыми руками, а затем прижал их к телу, и скорость выросла.

Данные о вращении Марса были получены посадочным модулем InSight. Снабженный сейсмографом аппарат провел на Красной планете четыре года, пока его солнечные батареи окончательно не разрядились в декабре 2022-го. Тогда после двух неудачных попыток связаться с модулем ученые объявили о завершении миссии.

За все время работы InSight зафиксировал 1319 марсотрясений, в том числе толчки от падений метеороидов. Самым заметным событием оказалось столкновение метеороида с поверхностью Марса 24 декабря 2021 года по земному летоисчислению. Тогда образовалась воронка, и на поверхности оказались куски льда размером с гигантский валун.

В прошлом году ученые выяснили, что Луна медленно удаляется от Земли.