Слоны одомашнили сами себя: что это говорит нам о добродушных гигантах?

Открытие еще раз подчеркивает незаурядный интеллект слонов и ставит их на одну ступень с человеком и бонобо

4 апреля 2023
Слоны одомашнили сами себя: что это говорит нам о добродушных гигантах?
Jan Krämer / Alamy

Слоны — самые нежные и чувствительные представителя животного царства. Эти гиганты часто с сочувствием гладят хоботами своих испуганных или заболевших собратьев, пытаясь их утешить и поддержать. Они распознают кости умерших слонов и, как кажется, скорбят по ним. Они способны узнавать себя в зеркале, а значит, у них есть самосознание.

Все эти черты развились у слонов потому, что они самоодомашнились, считают авторы статьи, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Под самоодомашниванием ученые понимают феномен, при котором у диких зверей без какого-либо влияния со стороны человека развиваются черты, характерные для домашних питомцев. До сих пор в «клуб самоодомашненных» включали только самого человека и близких родственников шимпанзе, бонобо.

Как проявляется самоодомашнивание?

У таких животных отмечается сниженная агрессивность, общительность, приятная, похожая на детскую внешность. Кроме того, у домашних животных объем мозга меньше, чем у их диких собратьев. Именно такие характеристики выработались, сознательно или нет, у человека.

Как показывают исследования, за последние 80 тысяч лет наши лица укоротились и стали более округлыми, характерные для предков мощные надбровные дуги исчезли, объем мозга сократился, детство стало более долгим, мужчины стали менее агрессивны, вместе с речью резко выросла способность общаться и обмениваться идеями.

Нечто похожее ученые наблюдают и у бонобо. Эти обезьяны гораздо менее агрессивны, чем шимпанзе, у них более округлые и мягкие черты лица, они очень дружелюбны и обожают секс, используя его не только для размножения, но и для поддержания социальных связей и прекращения назревающих конфликтов.

Лимор Равив, эволюционный лингвист из Института психолингвистики Общества Макса Планка (Германия), и ее коллеги тщательно изучили целый пласт научной литературы в поисках видов, у которых бы без всяких контактов с человеком сами собой развились черты самоодомашнивания. Единственным представителем животного мира, отвечающим этим условиям, оказались слоны.

Спокойствие, только спокойствие

Как у человека и бонобо, у слонов очень низкий уровень агрессии, случаи насилия внутри групп животных или между ними очень редки. Слоны демонстрируют повышенную просоциальность, то есть готовность изо всех сил защищать, утешать и поддерживать себе подобных. В ситуации массовых убийств (когда на стадо нападают браконьеры) у слонов, как и у человека, растет уровень гормона стресса кортизола. Равив и ее коллеги насчитали 19 черт, общих для человека, бонобо и слонов.

Ученым пока не понятно, какие именно факторы окружающей среды заставили слонов самоодомашниться. Возможно, главную роль сыграли их размеры, которые защищают от хищников и позволяют вести себя более мирно и расслабленно.