Сладкий яд: ученые описали изменения в мозге крыс, которые 2 месяца пили кока-колу

Новое исследование подтвердило вред таких напитков

22 августа 2022
Jenna Chamberlain / Alamy

Ни для кого не секрет, что увлечение кока-колой и другими сладкими газировками чревато развитием диабета и болезней сердца. Даже варианты с сахарозаменителями на деле оказываются такими же врагами для сердца и сосудов. Недавно бразильские ученые нашли еще одну опасность таких напитков для здоровья — ухудшение памяти и когнитивных способностей.

Сотрудники Университета Южной Санта-Катарины провели исследования на лабораторных крысах. Одну группу животных в течение двух месяцев поили сладкой газировкой, другую — обычной водой. Затем когнитивные и поведенческие навыки грызунов проверяли с помощью лабиринта — сразу после окончания срока, а потом еще раз десять дней спустя. Также исследователи изучили состояние тканей мозга животных.

Мозг крыс, пивших обычную воду, не демонстрировал никаких существенных изменений. А вот среди крыс, сидевших на сладкой диете результаты были плачевными, особенно у молодых особей. У них заметно снизились когнитивные способности и ухудшилась память.

Гистологические препараты мозга показали патологические изменения во фронтальной коре и гиппокампе, отвечающих за память и высшие когнитивные функции. Также ученые выяснили, что эти эффекты могут быть связаны со сбоями механизма защиты организма от окислительного стресса.

Живые клетки постоянно вырабатывают пероксид и другие активные формы кислорода, которые повреждают клеточные структуры. Этим разрушительным процессам противодействуют многочисленные ферменты — каталаза и пероксиддисмутаза.

Но в нейронах крыс, которые пили сладкую колу, наблюдалось снижение выработки двух упомянутых белков. Этот эффект особенно заметен у молодых животных. Их клетки хуже всего могли перенести этот кислородный шок, что приводило к развитию окислительного стресса со всеми вытекающими последствиями.

Выводы исследования опубликованы в статье журнала Experimental Gerontology.