Дождь против простуды: как лужи на улицах помогают нам не слечь с температурой
Фото
Legion Media

Ученые из Стэнфорда выяснили: распыление микрокапель воды о твердую поверхность приводит к образованию перекиси водорода. Процесс получил название контактная электризация, его можно наблюдать не только в лабораторных условиях, но и в естественной среде, например, при тумане или дожде.

Ученые впервые обнаружили, что дезинфицирующее соединение образуется в микроскопических каплях обычной воды, еще в 2019 году. Чтобы изучить этот процесс, исследователи построили стеклянный аппарат с наполненными водой микроскопическими каналами, которые образовывали четкую границу между жидкостью и твердым телом.

Исследователи использовали лакмус — флуоресцентный краситель, который светился при наличии перекиси водорода.

В результате выяснилось, что соединение образовывалось именно в стеклянном микроканале, но не в объемной пробе воды, содержащей краситель. Эксперимент показал: перекись образуется всего за несколько секунд на границе между водой и твердым телом.

По мнению исследователей, при ударе капли воды о твердую поверхность, электрический заряд «скачет» между жидким и твердым материалами, таким образом образуя нестабильные активные формы кислорода. Затем гидроксильные радикалы ОН могут соединяться с пероксидом водорода в небольших количествах.

Ученые считают, что такое естественное образование перекиси водорода может объяснить сезонность простудных заболеваний. Дело в том, что летом в помещениях наблюдается относительно высокий уровень влажности, что способствует дезинфекции.

Но в холодный сезон влажность в помещениях снижается из-за отопления: капли воды испаряются до того, как активные формы кислорода смогут продезинфицировать воздух.

Ричард Зэйр

Выводы исследования опубликованы в журнале PNAS.