Скважину на дне Атлантики углубят еще на 500 метров. Что ищут на стыке литосферных плит?

Геологи собираются заглянуть в раскаленные недра планеты

20 февраля 2023
JOIDES Resolution
International Ocean Discovery Program

Корабль JOIDES Resolution, который одновременно является буровой установкой и исследовательским судном, в апреле выйдет из порта Понта-Делгада на Азорских островах и отправится к определенной точке в северной части Атлантики. На борту будут свыше двух десятков геологов, микробиологов и других специалистов, которые планируют на 500 с лишним метров углубить пробуренную ранее на дне океана скважину. Цель экспедиции — выяснить, как зарождалась жизнь на планете, сообщает The Wall Street Journal.

На стыке плит

Ученые отправятся к Атлантическому массиву — гористой области, возвышающейся более чем на 4 километра над океанским дном. Массив примыкает к Срединно-Атлантическому хребту, тянущемуся по дну Атлантического океана на протяжении 18 тысяч километров и представляющему собой гигантский тектонический разлом. Именно здесь расходятся Северо-Американская литосферная плита расходится с Евразийской, а Африканская — с Южно-Американской.

Credit: Feodora Rosca / Alamy Stock Vector

Около двух десятков лет назад в одной из точек Атлантического массива была пробурена скважина глубиной около 1400 метров диаметром около 38 сантиметров. Точка была выбрана не случайно — в этом месте расходящиеся тектонические плиты выталкивают раскаленную мантию Земли вверх, ближе к поверхности, вернее, к океанскому дну.

Новая экспедиция планирует углубить скважину до 2060 метров, чтобы достичь тех слоев земной коры, которые прежде не изучались. Температура на такой глубине будет превышать 200 градусов по Цельсию.

Химия жизни

Главная цель исследователей — выяснить, может ли соединение горной породы и морской воды быть источником зарождения жизни на Земле и, возможно, на других планетах. Дело в том, что оливин, зеленый, богатый магнием минерал, в изобилии присутствующий на такой глубине, при встрече с морской водой вступает с ней в химическую реакцию.

При этом, как показывают исследования, выделяется энергия, и создаются условия, благоприятные для возникновения органических молекул — «строительных блоков» жизни, пояснила одна из руководителей экспедиции геохимик Сьюзан Лэнг.

Если органические молекулы будут найдены на глубинах, где оливин соединяется с водой, но при температурах, превышающих те, при которых жизнь может существовать естественным образом, это станет подтверждением гипотезы и даст ответ на вопрос, как зародилась жизнь на Земле, объяснила Лэнг.