И это еще не дно: робот-батискаф погрузился на 450 метров в глубочайшую пещеру мира

Как ученые из трех стран покоряют Границкую пропасть и что они надеются там найти?

8 декабря 2022

Международная команда ученых из Венгрии, Португалии и Чехии запустила робота UX-1Neo для погружения в самую глубокую подводную пещеру в мире — Границкую пропасть. Механический дайвер смог опуститься на 450 метров — это рекорд.

Границкую пропасть на востоке Чехии называют чудом природы: она образовалась в результате обрушений слоев грунта при гидротермальном карстовом процессе. Такие пропасти еще называют карстовыми воронками, под которыми находится огромная толща воды. Ранее считалось, что пещера уходит вниз чуть более чем на 400 метров. Однако, по последним оценкам, глубина может превышать километр.

До дна Границкой пропасти до сих пор никто не добирался. В этом году ученые решили привлечь разработку венгерской компании, которая специализируется на роботах для обследования ограниченных затопленных пространств.

Это гибридный робот для погружения, который может быть как дистанционно управляемым, так и автономным. Ранее для подобного технического средства требовался опытный лоцман на суше — своих навигационных приборов у аппаратов не было. Уникальность UX-1Neo в том, что датчики позволяют ему точно знать свое местоположение и собирать информацию об окружающей среде.

Альфредо Мартинс

«Аппарат оснащен встроенными гидролокаторами, камерами, системами структурированного освещения, плавучими системами и гиперспектральным устройством, которое собирает и обрабатывает данные со всего электромагнитного спектра».

Такое оборудование позволило создать подробную 3D-карту пропасти за два дня — предыдущие поколения ученых не смогли сделать этого за полвека.

Исследование природных пещер осложняется тем, что это не прямые воронки. Под водой есть многочисленные извилистые проходы и тоннели, а чем дальше от поверхности, тем меньше света. Порода может разрушаться и поэтому представляет угрозу для людей и аппаратуры — из путешествия ко дну запросто можно не вернуться.

Подводные пропасти, подобные Границкой, привлекают ученых не только таинственностью. Это порталы в историю планеты, которая творилась без участия человека: скрытое в их темных водах может многое рассказать исследователям о том, как развивалась Земля и жизнь на ней. Хотя человечество уже продвинулось в дальний космос более чем на 10 миллиардов километров, свою планету мы по-прежнему не изучили до конца.