Сибиряк с африканской кровью: какой путь прошел волк, чтобы стать собакой

Палеогенетики выяснили, откуда родом наши питомцы

30 июня 2022
Сибиряк с африканской кровью: какой путь прошел волк, чтобы стать собакой
Legion Media

Британские исследователи из Института Фрэнсиса Крика пришли к выводу, что современные собаки имеют корни в двух отдельных популяциях древних волков, обитавших в Евразии и Африке. Таким образом, одомашнивание четвероногих друзей происходило в двух частях света, а современные собаки — это результат смешения африканских и евразийских.

Ранее считалось, что четвероногие друзья и напарники человека произошли от евразийских серых волков (Canis lupus). Однако ученым было неясно, когда именно человек вдруг решил приручить дикого хищника.

В поисках ответа исследователи секвенировали ДНК 72 представителей древних псовых, которые обитали на протяжении 100 тысяч лет в различных частях Европы, Сибири и Америки. Затем результаты сравнили с геномом Шариков и Барбосов XXI века.

Выяснилось, что современные породы собак из Европы генетически ближе всего к сибирским предкам и волкам из Восточной Азии.

Ученые нашли еще одну генетическую ветку, которая ведет к древним псовым, обитавшим в Африке и на Ближнем Востоке. Сейчас ее носителями остались представители африканской породы басенджи и беспородные собаки Черного континента. Но ни тех, ни других нельзя назвать прямыми предками наших овчарок, доберманов и пуделей.

Вероятнее всего, современные собаки появились в результате смешения двух разных популяций волков. Одна из них имела предка на северо-востоке Европы, в Сибири и Северной Америке, а другая — на Ближнем Востоке, в Африке и на юге Европы.

Из этого следует, что одомашнивание волков, скорее всего, происходило дважды, причем в разных частях света. И только через тысячи лет прирученные животные образовали общую популяцию домашних собак.

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.