Самый древний хлеб: в Турции нашли тесто возрастом 8600 лет

Человек неолита замесил его, но не запек

6 марта 2024Обсудить
Самый древний хлеб: в Турции нашли тесто возрастом 8600 лет

erbakan.edu.tr

Чатал-Хююк — это большой город эпохи керамического неолита и медного века, расположенный в южной Анатолии. Он считается не только крупнейшим неолитическим поселением, но и наиболее хорошо сохранившимся. Настолько хорошо, что археологи находят здесь даже хлеб. Самый старый в мире.

Губчатый артефакт в Чатал-Хююке археологи обнаружили еще в 2021 году, но до сих пор не могли установить, что это такое и сколько ему лет. Наконец, спустя почти три года и несколько исследований, ученые могут смело заявить, что обнаруженный ими артефакт — ферментированный хлеб. И ему 8600 лет.

Как сообщается на сайте Университета Неджметтина Эрбакана, нашли старинный хлеб в районе под названием «Мекан 66», где расположены глинобитные дома, в которые можно войти сверху. Одним из строений в этом районе оказалась печь, практически разрушенная. Рядом с ней — пшеница, ячмень, семена гороха и тот самый хлеб с отпечатком человеческого пальца в центре. Причем выпечь этот хлеб не успели — по сути, это было заквашенное тесто, заготовка.

По словам археологов, другой подобной буханки на сегодняшний день больше нигде нет. Но то, что хлеб нашли именно в Чатал-Хююке, ученых, похоже не сильно удивило. Они с гордостью признают, что этот городок был центром многих изобретений и новинок. Например, раньше здесь находили ткани, деревянные инструменты, настенные краски, картины. И всё это с приставкой «первое в мире». Обнаруживали здесь и скелеты под полами, хотя нам теперь жутко представлять, как предки хоронили умерших прямо у себя дома.