Сами справимся: мыши научились размножаться без самок

В перспективе это поможет одиноким мужчинам завести биологических детей

11 марта 2023
Сами справимся: мыши научились размножаться без самок
paul carpenter / Alamy

У лабораторных мышей удивительная жизнь. Одни ученые «выключили» им эйфорию от наркотиков, другие создали эмбрион мыши без участия сперматозоида и яйцеклетки. Теперь за дело взялись представители Осакского университета. Им удалось получить мышиное потомство от двух самцов.

Как пишет издание Nature, о своем открытии японские ученые рассказали на Третьем международном саммите по редактированию генома человека. Он проходил в Лондоне с 7 по 9 марта. Результаты эксперимента еще нигде не опубликованы, но на словах исследователи вполне подробно все обрисовали.

Экспериментаторы взяли стволовые клетки из кожи взрослых самцов мышей и перепрограммировали их: Y-хромосомы (они отвечают за мужские гены) удалили, а X-хромосомы (они по женской части), наоборот, дублировали. В результате у ученых получились яйцеклетки, которые они оплодотворили спермой самца и перенесли эмбрионы в матку самки.

Выживаемость, конечно, ученых не порадовала: в детенышей превратились только семь эмбрионов из 630. Но те, что выжили, росли нормально и оказались плодовитыми во взрослом возрасте.

Зачем ученые всё это провернули? Таким образом они пытаются решить вопрос женского бесплодия. Правда, пока о медицинском применении говорить рано.

Кацухико Хаяси

«Существуют большие различия между мышью и человеком. Такие различия часто усложняют попытки перенести открытия в области репродуктивной биологии и биологии стволовых клеток с мышей в клинику».

Другая проблема заключается в том, что для выполнения той же техники с человеческими клетками выращивать яйцеклетки в лаборатории придется дольше, чем в случае с грызунами. А чем дольше этот период, тем больше вероятность, что в материале накопятся генетические аномалии.

Пока неясно, можно ли будет вообще применять такой метод на людях, но в перспективе, говорят ученые, это помогло бы даже одиноким мужчинам завести биологических детей. Зачем? Да хотя бы чтобы отвечать на бесконечные детские вопросы. Например, о том, почему при ходьбе голуби кивают головой, или почему курица бегает, когда ей отрубили голову.