На 8-й день забилось сердце: впервые создан эмбрион мыши без участия сперматозоида и яйцеклетки

Ученые из Израиля проводят необычный эксперимент

3 августа 2022
Oleg Senkov / Alamy

Израильские ученые из Института Вейцмана представили результаты эксперимента, в рамках которого они сумели создать эмбрион мыши без участия половых клеток родителей: сперматозоида и яйцеклетки.

Искусственный эмбрион полностью вырастили из стволовых клеток. На 95% он соответствует естественному аналогу: у разработки уже наметились зачатки всех основных систем организма.

После создания его поместили в специальный инкубатор, который обеспечивает питательную среду для формирования организма. Развитие эмбриона соответствует нормальному росту, пишут ученые. На восьмой день у зародыша забилось сердце, начали развиваться мозг, нервная трубка и кишечник.

«Мы обнаружили, что клетки обладают удивительной способностью к самоорганизации, если создать для их развития правильные условия. Мы подходим к возможности создания эмбриона и, возможно, живого организма с нуля», — сообщил один из авторов исследования Яков Ханн.

Если эксперимент окончится успехом и родится здоровая особь, это даст человечеству новые возможности в области трансплантации органов. Новые ткани можно будет выращивать, чтобы люди получали жизненно важные органы без ожидания. Технология, вероятно, будет чем-то вроде искусственного 3D-принтера. Кроме того, ученые-медики смогут продвинуться в изучении тяжелых болезней, передающихся по наследству.

Ранее ученые назвали причину смерти первого в мире пациента с пересаженным сердцем свиньи.

Исследование опубликовано в научном журнале Cell.