Прогулка у моря в ледниковый период: что рассказали следы босых ног возрастом 90 тысяч лет?

Отпечатки ног древних людей нашли на севере Африки

30 января 2024

Scientific Reports; обработка Vokrugsveta.ru

Около 90 тысяч лет тому назад, в конце плейстоцена, во время последней ледниковой эпохи, группа из, по меньшей мере, пяти Homo sapiens разного возраста прошла по песчаному пляжу. Благодаря особым условиям, создавшимся в этом месте, следы не только не исчезли, но прекрасно сохранились до наших дней.

В 2022 году две цепочки из 85 следов случайно нашли французские геологи, изучавшие камни на одном из пляжей недалеко от городка Лараче, расположенного на атлантическом побережье современного Марокко. Это оказалась одна из самых древних, крупных и хорошо сохранившихся коллекций отпечатков ног наших предков в мире, и единственная в своем роде на территории Северной Африки и Южного Средиземноморья. О своем открытии и результатах научного изучения следов ученые рассказали в публикации в журнале Scientific Reports.

Исследователи объясняют превосходную сохранность следов тем, что песчаная отмель, по которой прошли люди во время отлива, расположена на скалистой платформе, покрытой глинистыми отложениями. Это создало отличные условия для сохранения отпечатков — они изначально остались в глине, а затем их быстро «похоронили» приливные волны, занеся песком.

Основываясь на степени вдавленности следов в почву и их размере, ученые определили, что в группе были люди разных возрастов — дети, подростки и взрослые. Отпечатки принадлежат пятерым людям, но исследователи не исключают, что в группе их могло быть больше — взрослые могли нести на руках или на спине маленьких детей.

Датировать следы удалось благодаря методу оптически стимулированной люминесценции. Эта техника позволяет определить, когда тот или иной минерал в последний раз подвергался нагреванию или воздействию солнечного света. Оказалось, что кварцевые песчинки, относящиеся к слою, в котором остались отпечатки ног, последний раз встречались с солнечным светом около 90 тысяч лет тому назад.

Ученым пока неясно, что именно могли делать люди ледникового периода на пляже, и они надеются получить информацию об этом в ходе дальнейшего изучения места находки. Однако делать это нужно как можно быстрее, поскольку скалистая платформа, на которой расположена отмель, активно разрушается и может вскоре полностью исчезнуть, отмечают исследователи.

Ранее антропологи датировали самые древние следы от сандалий, и они старше марокканских отпечатков.