Вот самые древние следы обуви в мире: зачем людям понадобились сандалии 130 тысяч лет назад?

Антропологи выяснили, какую обувь придумали наши далекие предки в Африке

13 сентября 2023
Charles Helm via The Conversation

Ученые из Университета Нельсона Манделы (ЮАР), статья которых опубликована в журнале Ichnos, обнаружили на южноафриканском побережье по меньшей мере три цепочки окаменевших следов, оставленных древними людьми примерно 70–130 тысяч лет тому назад. Причем судя по тому, что пальцы ног не отпечатались в песке, люди, оставившие следы, шли не босиком, а были обуты. Это самое древнее свидетельство того, что наши предки умели изготавливать обувь.

Следы без пальцев

Прибрежные песчаные дюны на крайнем юге Африки за прошедшие тысячелетия превратились в эолианит — окаменевшую горную породу, в которой хорошо сохранились следы, оставленные живыми существами, обитавшими в этих местах в каменном веке. Среди них довольно много следов древних представителей Homo sapiens, однако в большинстве случаев оставившие их люди ходили босиком. Однако три цепочки следов поначалу поставили ученых в тупик — по всем признакам, это были следы человеческих ног, но без отпечатков босых пальцев.

Исследователи заподозрили, что в этом случае люди были в обуви. Чтобы подтвердить свою догадку, ученые тщательно изучили примитивные сандалии, которые до сих пор изготавливают и носят представители племени сан, живущие в южноафриканской пустыне Калахари. Основываясь на сандалиях сан, исследователи изготовили различные виды подобной обуви и оценили, какие следы оставляют обутые в них ноги на современных пляжах и дюнах побережья.

Многочисленные эксперименты показали, что отпечатки открытых сандалий с твердой подошвой во влажном, умеренно мягком, но при этом достаточно вязком песке практически идеально совпадают со следами, которые оставили древние люди.

Зачем сандалии древнему африканцу

Но зачем им понадобилась обувь, если прежде они прекрасно жили босиком? Исследователи предположили, что наличие защиты для ног способствовало выживанию — все, кто путешествовал по южному побережью Африки в наши дни, знает, что почва там покрыта очень острыми камнями, и, передвигаясь без обуви, можно легко получить травмы и глубокие порезы.

Около 130 тысяч лет тому назад любая инфицированная рана фактически означала смертный приговор (Кстати, именно поэтому изготовление орудий было таким опасным занятием. — Прим. ред.). Кроме того, обувь защищала ноги, когда почва была раскалена или, наоборот, замерзала. Поэтому, когда человек научился изготавливать костяные инструменты, позволявшие сшивать шкуры животных, чтобы получить одежду, ничто не мешало ему таким же образом получать и обувь, считают исследователи.

Как сандалии эволюционировали со времен палеолита до наших дней, здесь рассказывает историк моды.