Родина «черной смерти»: ученые назвали место, откуда распространилась чума в XIV веке

Выкосившая пол-Европы инфекция зародилась в другой части света

16 июня 2022
DE ROCKER / Alamy

Исследователи из Германии и Великобритании проанализировали ДНК семи человек, умерших в XIV веке и захороненных на севере современного Кыргызстана. Ученые пришли к выводу, что «черная смерть» зародилась здесь, в Центральной Азии. Исследование опубликовано в журнале Nature в июне 2022 года.

Пик самой серьезной пандемии в истории человечества пришелся на 1340-е годы. Тогда умерли от 30 до 60% жителей Европы. Возбудителем смертоносной болезни стала чумная палочка Yersinia pestis.

Откуда пришла пандемия, до настоящего момента выяснить не удавалось. Было только известно, что в 1347 году чума впервые попала в Средиземноморье на кораблях, перевозивших товары из Золотой Орды в причерноморские регионы. Оттуда инфекция распространилась по Европе, Ближнему Востоку и Северной Африке.

Nature

Авторы новой работы утверждают, что единственные доступные археологические данные можно получить в Центральной Азии, на территории современной Киргизии. Как показали эти находки, в 1338 и 1339 годах здесь бушевала эпидемия.

Еще в 1880-х археологи обнаружили надгробия погибших с надписями на сирийском языке, рассказывающими о «моровой язве». Тогда надгробия и останки перевезли в Кунсткамеру, где спустя 140 лет их изучили снова, на этот раз современными методами.

В новом исследовании ученые занялись ДНК, извлеченной из человеческих останков в селах Кара-Джигач и Бурана (Чуйская долина), а также привлекли археологические и исторические данные. У трех человек, умерших в 1338 году, идентифицировали следы Yersinia pestis.

Средневековые надгробные камни из Киргизии, найденные в конце XIX века
Nature

Разгул пандемии в Европе связан с так называемым Большим взрывом разнообразия чумы, то есть появлением новых штаммов. Это случилось примерно между X и XIV веками.

Когда удалось собрать воедино геномы Yersinia pestis из Киргизии и сопоставить их с этим «взрывом» активности чумы, стало ясно: черная смерть родом из Средней Азии. И год ее зарождения — 1338-й.

«Современные штаммы, наиболее тесно связанные с древним штаммом, сейчас можно найти в резервуарах чумы вокруг горной системы Тянь-Шань поблизости от территории, где был выявлен древний штамм. Это указывает на то, что предок „черной смерти“ происходил из Центральной Азии».