Разбили яйцо об голову? Археологам 200 лет не дают покоя загрязнения на скульптуре кентавра

Откуда эти следы на шедевре античного искусства, не понимает никто

19 января 2024Обсудить

Heritage Science

Среди экспонатов Национального музея Копенгагена есть мраморная голова из Парфенона. Изначально она принадлежала фигуре кентавра, которая, в свою очередь, была частью сцены, изображающей битву полумифических героев «Илиады» лапифов против полулюдей-полуконей. У этой головы есть одна особенность — пятно из тонкой коричневой пленки, и над секретом ее происхождения археологи бьются с 1830 года.

За пару столетий ученые предложили десятки гипотез: химическая реакция между мрамором и воздухом, содержание в мраморе частиц железа, щавелевая кислота, водоросли, грибы. Но у каждой версии находились нюансы, которые оставляли гипотезы недоказанными.

Авторы нового исследования, опубликованного в издании Heritage Science, рассказывают, что они хотели проверить, могут ли биологические организмы (лишайники, бактерии, водоросли, грибы) быть причиной появления коричневой пленки.

Взяв пять небольших образцов, исследователи провели различные анализы, но не обнаружили в коричневых слоях никаких следов биологического вещества — разве что собственные отпечатки пальцев и, возможно, остатки птичьего яйца, разбившегося о мрамор в древности. Это, конечно, не доказывает того, что у пятна нет биологического происхождения, но значительно уменьшает эту вероятность.

Часть композиции «Битва лапифов с кентаврами» из греческого Парфенона, Британский музей.

Яйцо, кстати, могло говорить еще и о том, что коричневое пятно сделано краской — потому что в древности краски изготавливали с использованием яиц, молока, костей и других натуральных продуктов. Но эта гипотеза разбилась в тот момент, когда ученые не обнаружили никаких следов других ингредиентов античной краски.

Зато археологам удалось выяснить, что коричневая пленка состоит из двух отдельных слоев примерно одинаковой толщины — около 50 микрометров каждый. Эти слои различались по микроэлементному составу, но оба содержали смесь оксалатных минералов — ведделлита и вевеллита.

Существование двух отдельных слоев противоречило догадке, что они появились в результате миграции материалов, например, частиц железа. Также это опровергает гипотезу о реакции с воздухом.

Исключили исследователи и то, что пятно появилось из-за загрязнения воздуха. Дело в том, что голова попала в датскую столицу еще до XVIII века, то есть до начала активной индустриализации.

Пока ученые остановились на том, что пятно — результат консервационной обработки, но и у этого предположения верных доказательств нет.

Куда проще было выяснить, откуда берутся пятна на шкуре животных, и что за пятно закрывает Северную Америку на снимках из космоса.