Пруд был царством мертвых: в Мексике нашли отрубленную голову молодого бога кукурузы

Миф о смерти и воскресении был важен для древних жителей Паленке

2 июня 2022

В Паленке (Мексика) археологи обнаружили голову молодого бога кукурузы. Находку по археологическому контексту относят к поздне-классическому периоду майя, то есть к промежутку между 700-м и 850 годами нашей эры.

С этим артефактом проводили особый ритуал. Голову бога заботливо опускали в искусственный пруд размером 1х3 метра с оштукатуренными стенами и полом, сообщает Национальный институт антропологии и истории (INAH) Министерства культуры Мексики.

Погружение в воду символизировало вход бога в подземный мир. Майя проводили эти обряды по ночам, указывают мексиканские археологи. Пруд служил не только метафорой царства мертвых, но и зеркалом, в котором отражались звезды.

«Находка говорит нам: древние майя постоянно переживали и реконструировали этот миф о рождении, смерти и воскресении кукурузного божества».

Положение головы в яме ориентировано по линии восток — запад, что, вероятно, означало последующее «воскресение» кукурузы с первыми лучами восходящего солнца.

Когда ритуал перестали проводить, кукурузного бога похоронили под массивной плитой известняка размером 85х60х4 сантиметра и множеством камней, а затем засыпали землей.

В этой своеобразной могиле обнаружено множество остатков овощей и костей животных со следами зубов, что позволяет сделать предположение о поминках по кукурузному богу. Кроме остатков еды, в яме археологи нашли 120 обсидиановых лезвий, бусы, семена, керамику и маленькие антропоморфные фигурки.

Недавно ученые описали зубные протезы майя — драгоценные камни не выпали даже спустя тысячу лет после установки.