Основа цивилизации: как один злак помог индейцам освоить целый континент

Новая находка археологов показала, что майя стали создавать города благодаря кукурузе

26 марта 2022
Основа цивилизации: как один злак помог индейцам освоить целый континент
Разные виды кукурузы в Перу.
Yaacov Dagan / Alamy

Ученые из Университета Нью-Мексико во время раскопок в Белизе выяснили, что около 5600 лет назад в центральной Америке появились люди из южной части материка и стали основателями новой цивилизации.

Переселенцы принесли с собой кукурузу и некоторые другие сельскохозяйственные культуры. Появление надежного источника пищи привело к созданию более сильных и крупных общин майя.

Археологи обнаружили в двух пещерах 25 захоронений от третьего до десятого тысячелетий до нашей эры. Экспертиза останков показала значительную разницу в ДНК людей, живших в регионе Майя в разные века.

Самые древние генетически были схожи с охотниками-собирателями, которые пришли с севера Америки около 9600 лет назад. Но в скелетах четвертого тысячелетия (их возраст — около 5600 лет) ученые начали фиксировать родство с другой группой — предками чибча. Носители чибчанских языков сегодня живут от Коста-Рики до Колумбии.

Основа цивилизации: как один злак помог индейцам освоить целый континент
Торговля кукурузой на рынке в Куско, Перу.
Christopher Bellette / Alamy

Как выяснилось, в то время произошла еще одна, ранее неизвестная, миграция из Южной Америки в регион майя. Она оказала настолько серьезное влияние на местную демографию, что более половины современных мезоамериканцев унаследовали эти гены.

Согласно исследованию, эти мигранты были древними фермерами, они окультурили и вывели более стойкие сорта кукурузы. Двигаясь на север, к Юкатану, они везли ее с собой, а также, возможно, маниоку и перец чили. На территориях майя они смешивались с местным населением и продолжали развивать сельское хозяйство.

Анализ зубов древних останков помог ученым увидеть, как менялся рацион питания этого нового народа. Через несколько столетий кукуруза стала основным зерном и продуктом питания, как пшеница у европейцев.

Как только у людей появлялся надежный источник пищи и стимул больше развивать земледелие, они оседали на одном месте и создавали большие постоянные общины.