Простоит еще 1000 лет: у Великой китайской стены нашли «биозащиту»

Ученые выяснили, что памятник лучше не чистить

11 декабря 2023

VCG via Legion Media

Столетиями Великая китайская стена удивляла всех своей крепостью, стойкостью и сохранностью. За состоянием изобретательного памятника внимательно следят, но у исследователей до сих пор вызывают вопросы растущие на стене лишайники, бактерии, грибы, мох и другие мелкие растения, образующие биокорку. Одни говорят, что они разрушают памятник, и их нужно удалить, другие настаивают на том, что биокорки служат живой броней. Точку в споре готова поставить объединенная группа исследователей из Китая, США и Испании.

В работе, опубликованной в журнале Science Advances, ученые рассказывают, что исследовали примерно 600 километров Великой стены, чтобы понять, полезна для нее биокорка или, наоборот, вредит. Особенно сосредоточились на участках, которые расположены в регионах с более сухим климатом.

Авторы обращают внимание на один нюанс: то, что обычно называют стеной, на самом деле представляет собой серию укреплений, башен и зубчатых стен, построенных в разное время с III века до нашей эры. При этом многие из древнейших частей построены из богатой глиной почвы, утрамбованной между деревянными каркасами.

В более засушливых районах (таких, как пустыня Гоби) слои песка, гальки и ветвей тамариска чередовались, образуя прочный земляной вал. В отдельных местах ветер и периодические дожди разъедали большую часть древних сегментов до основания. Из уцелевших построек, которые изучили исследователи, более двух третей было покрыто биокоркой из цианобактерий и мха, а кое-где стены колонизировали лишайники.

Science Advances

Исследователи обнаружили, что образцы стены под биокоркой были менее пористыми и не крошились так легко, как материал, собранный там, где биокорки не было. Ученые признают, что на отдельных участках корни мхов и лишайников нанесли небольшой ущерб, но в то же время их способность связывать частицы утрамбованной земли перевешивает любой риск, который они представляют для Великой китайской стены.

Кроме того, ученые добавляют, что биокорки — это баланс защиты и эстетики. И если от нее не избавляться, то будущие поколения не только смогут увидеть одно из величайших архитектурных сокровищ мира — оно предстанет перед ними в совершенно новом свете. А если и вы собираетесь в недавно открывшийся Китай, обратите внимание на 130 тщательно замаскированных дверей. Вы удивитесь, когда узнаете, зачем они были нужны.