Проглотил воду — на неделю в больницу: ученые рассказали, как инфекции попадают в море

Вирусы тоже любят путешествовать

28 июня 2022
Greg Balfour Evans / Alamy

Ученые из Стерлингского университета (Великобритания) выяснили, что опасные вирусы остаются заразными в пресной воде как минимум три дня благодаря тому, что прикрепляются к микрочастицам пластика. Среди них ротавирус и другие кишечные инфекции. Путешествуя таким «автостопом», они добираются до человека и легко могут быть проглочены купающимися или детьми на пляже.

Как отмечают исследователи, очистные сооружения не способны улавливать микропластик. Даже если на станциях очистки предприняты все доступные сегодня меры, сточные воды все равно будут содержать крошечные частицы полимеров длиной не более пяти миллиметров. Так микропластик попадает в реки, а затем и на пляжи.

Ученые обнаружили, что на этих микрочастицах закрепляются различные опасные инфекции. И проследили, способны ли они выживать в воде, передвигаясь на пластике. Для этого протестировали два типа вирусов: с белковой оболочкой вокруг них (такие, как грипп) и без оболочки — ротавирус, норовирус и другие кишечные вирусы.

Оказалось, что имеющие оболочку быстро погибали, когда она растворялась в воде. А вот молекулы без оболочки успешно цеплялись за пластик и на нем выживали. Исследователи также подтвердили лабораторными испытаниями, что вирусы при этом оставались заразными.

«Быть заразным в окружающей среде в течение хотя бы трех дней для этих вирусов достаточно, чтобы добраться от очистных сооружений до общественного пляжа. Иногда их выбрасывает на берег в виде ярких шариков размером с чечевицу, которые дети могут положить в рот. Чтобы заболеть, много частиц не потребуется».

Частицы так малы, что их могут проглотить и взрослые, не заметив во время купания. Таким образом патогены, которые колонизируют микропластик и используют его как свой транспорт, представляют риск для здоровья людей.

По выводам исследования, микропластик действительно переносит патогены в окружающей среде. Конечно, бактерии и вирусы могут связываться и с другими поверхностями, но пластиковые отходы сохраняются дольше других. Это тестирование на выживаемость проводилось только три дня — теперь ученые планируют выяснить, могут ли патогены оставаться заразными дольше, и если да, то насколько.