Признак жизни на далекой экзопланете и следы воды на Марсе: чем запомнился 2023 год для астрономии

Для науки о космосе уходящий год выдался очень насыщенным

11 декабря 2023

В конце года принято подводить итоги. «Вокруг света» решил предоставить слово людям, которые занимаются непосредственно наукой, — чтобы они смогли поделиться самыми захватывающими событиями 2023 года. О достижениях астрономии в уходящем году кратко рассказывает кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга Владимир Сурдин.

Zoonar GmbH RM via Legion Media

астрономия

Астроном, популяризатор науки, старший научный сотрудник Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга

Для науки о космосе 2023 год был очень насыщенным. Пока все следили за развитием новой лунной гонки, ученые совершили множество открытий.

1. Астрономы опробовали новый способ поиска признаков жизни на других планетах

Как искать жизнь в Солнечной системе, понятно: можно прилететь на Марс и откопать там какую-нибудь бактерию. Но до других звезд и их планет мы не долетим, может быть, вообще никогда. Поэтому ученые используют неочевидный способ: искать в атмосфере планеты газы-биомаркеры. Придумали его давно, но чувствительности телескопов стало хватать только сейчас.

Иллюстративное изображение телескопа «Джеймс Уэбб»

Science Photo Library via Legion Media

В этом году телескоп «Джеймс Уэбб» засек метан и углекислый газ на планете К2-18b в созвездии Лев (это 120 световых лет от нас). Она на таком расстоянии от звезды, что там может быть жидкая вода. Планета в 2,6 раза больше Земли — это супер-Земля или мини-Нептун. Атмосфера там, скорее всего, водородно-гелиевая. Но «Уэбб» показывает также углекислый газ и метан, а еще диметилсульфид. На Земле последний газ выделяет только жизнь.

2. На Марсе мог идти снег всего 500 тысяч лет назад

По астрономическим меркам это совсем недавно. Китайский марсоход «Чжужун» исследовал покрытые плотной коркой толщиной несколько сантиметров дюны. Испарив этот материал лазером, марсоход установил его состав. Коктейль оказался богатый: сульфаты, силикаты, хлориды, оксиды железа и другие минералы, появление которых обычно связано с воздействием воды.

В марсианских дюнах китайский аппарат обнаружил следы возможных осадков

Ittiz/ Wikipedia (CC BY-SA 3.0)

Откуда в марсианских дюнах взялась вода? Это мог быть растаявший снег. Наклон оси Марса меняется от 10° до 50° с периодом около 2 млн лет — земную ось стабилизирует Луна, а у Марса нет такого огромного спутника. Вслед за наклоном оси мог меняться и климат. Полярные шапки на полюсах частично таяли, вода попадала в атмосферу и выпадала в виде снега. А снег мог таять при контакте с солью, ведь марсианский грунт очень соленый.

Фото: Uzorin Yury