Природный карнавал: посмотрите на 9 самых ярких животных

Привлекающий внимание окрас встречается у птиц, рыб, рептилий, млекопитающих и не только

24 февраля 2024

Одним животным яркая окраска нужна, чтобы найти себе пару, другим — заявить о своей несъедобности (что может быть как правдой, так и наглым блефом), третьим — выделиться среди близких видов. Мы выбрали несколько участников этого карнавала из разных систематических групп и мест обитания.

Рак-богомол

Odontodactylus Scyllarus

Рак-богомол (Odontodactylus Scyllarus)

MICHAEL BOK / University of Lund

Основной тон его окраски — зеленый, но в ярком свете сверкает и переливается всеми цветами радуги. Вероятно, в глазах сородичей рак-богомол выглядит еще прекраснее — у него 16 типов цветовых рецепторов (для сравнения: у человека только три). Поэтому рак способен воспринимать инфракрасные и ультрафиолетовые волны, а также поляризованный свет. Непонятно, правда, зачем все это великолепие засадному хищнику, который почти все время скрыт в норке.

Мандрил

Mandrillus Sphinx

Мандрил (Mandrillus Sphinx)

Shutterstock / Fotodom.ru

Среди млекопитающих ярко окрашенные виды — редкость, ведь и набор пигментов у них скудный, и цветовых рецепторов всего два типа. Внешность самца мандрила из африканских дождевых лесов — шедевр боди-арта: красный нос, обрамленный синими полосами, светло-голубые или фиолетовые ягодицы. Самки окрашены куда скромнее, что наводит на мысль о том, что: окраска самца — результат полового отбора.

Огненногорлый колибри

Panterpe Insignis

Природный карнавал: посмотрите на 9 самых ярких животных

Огненногорлый колибри (Panterpe Insignis)

Shutterstock / Fotodom.ru

Все колибри выглядят как ювелирные изделия, и трудно сказать, кто из них ярче. Наш выбор пал на огненногорлого колибри — обитателя горных тропических лесов Коста-Рики и западной Панамы. Птица живет на высотах 1600–200 м (после размножения часть особей спускается чуть ниже), кормится, как и положено колибри, нектаром цветов. Самцы и самки окрашены одинаково. Вид редкий, с ограниченным ареалом, но специалисты по охране природы считают, что его существованию ничего не угрожает.

Паук-павлин

Maratus Volans

Паук-павлин (Maratus Volans)

Michael Doe

От кого не ждешь ярких красок, так это от пауков. Пауки-павлины из южной Австралии — исключение. Они не плетут ловчих сетей, а активно охотятся на все, что движется и мельче их. Самец при виде самки приподнимает ярко окрашенное брюшко, раскрывает боковые щитки и вдобавок поднимает вверх третью пару ног. И в такой позе танцует — вибрирует брюшком и движется слева направо. Так он дает понять самке (которая заметно крупнее его), что он — не добыча, и есть его не стоит.

Рыба мандаринка

Synchiropus Splendidus

Природный карнавал: посмотрите на 9 самых ярких животных

Рыба мандаринка (Synchiropus Splendidus)

Shutterstock / Fotodom.ru

Обитатель Индийского океана и тропической части западной Пацифики — от южной Японии до Австралии. Предпочитает защищенные лагуны и прибрежные рифы, держится у дна. Несмотря на скромные размеры (до 6 см) мандаринка — хищник, питающийся ракообразными и другими донными беспозвоночными. Из-за своего изысканного облика популярна у любителей морских аквариумов. Одно из названий мандаринки у аквариумистов и зооторговцев — «психоделическая рыбка».

Морская турбеллярия

Pseudoceros Ferrugineus

Природный карнавал: посмотрите на 9 самых ярких животных

Морская турбеллярия (Pseudoceros Ferrugineus)

Shutterstock / Fotodom.ru

Турбеллярии — большая группа плоских червей. Живет в Индийском океане и западной Пацифике. Когда червь длиной 2–5 см взмывает над дном и плывет, взмахивая в сложном ритме всем плоским телом, это выглядит как фантастический канкан. Зачем такая яркая окраска существу, не имеющему предметного зрения? Наиболее убедительная версия — мимикрия: каждый вид турбеллярий сходен с определенным видом ядовитых голожаберных моллюсков.

Красный ара

Ara Macao

Красный ара (Ara Macao)

Andres Echeverri

Красный ара выделяется не только многоцветьем, но и размерами — до 90 см в длину (конечно, с хвостом). Живет эта птица в тропических лесах Центральной и Южной Америки, от южной Мексики до Боливии. Питается всякой всячиной, от молодых побегов деревьев до насекомых, но в основном разными семенами. Ара не только красивы, но и умны, в неволе быстро обучаются говорить. Но собственный голос этой птицы такой громкий и резкий, что жить в одном помещении с ней почти невозможно.

Хамелеон

Chamaeleonidae

Хамелеон (Chamaeleonidae)

Shutterstock / Fotodom.ru

Меняет цвет, перемещая пигменты в специальных клетках кожи. У клеток есть отростки, по ним пигменты равномерно распределяются, и кожа становится темной. Когда отростки сжимаются, пигменты «выдавливаются» в центр клетки, и цвет меняется. За коричнево-красно-желтую гамму отвечают клетки наружного слоя кожи, синюю и голубую — клетки более глубоких слоев. Зеленый создает преломление лучей в поверхностном слое кожи, содержащем кристаллы гуанина.

Древолаз священный

Dendrobates Leucomelas

Природный карнавал: посмотрите на 9 самых ярких животных

Древолаз священный (Dendrobates Leucomelas)

Reptiles4all / DA VINCI SCIENCE CENTER

Семейство древесных лягушек, южноамериканских лесов. Древолазы — одни из самых ядовитых существ на свете, и яркая окраска предупреждает потенциальных хищников, что лягушек лучше не трогать. Интересно, что выращенные в неволе древолазы не ядовиты. Логично думать, что их токсины — трофейное оружие, полученное из пищи. Но ученым до сих пор не удалось установить, из каких именно существ древолазы добывают яд.

Фото: MICHAEL BOK / UNIVERSITY OF LUND; SHUTTERSTOCK / FOTODOM; MICHAEL DOE; SHUTTERSTOCK / FOTODOM; ANDRES ECHEVERRI; SHUTTERSTOCK / FOTODOM; REPTILES4ALL / DA VINCI SCIENCE CENTER