Прекрасны и беззащитны: названа причина возможного вымирания черных лебедей

Здоровье птиц вызывает беспокойство ученых

24 января 2023
Прекрасны и беззащитны: названа причина возможного вымирания черных лебедей
blickwinkel

Черные лебеди могут исчезнуть из-за птичьего гриппа. Исследование, результаты которого опубликованы в журнале Genome Biology, показало, что у «австралийского аборигена», в отличие от его белых собратьев, лебедей-шипунов, отсутствуют иммунные гены, обеспечивающие защиту от вирусных инфекций. Тем временем, птичий грипп уже находится буквально на пороге Австралии.

То, что черные лебеди (Cygnus atratus) особенно уязвимы перед лицом птичьего гриппа, было замечено и раньше. Если белые лебеди (Cygnus olor) и другие водоплавающие обычно переносят инфекцию сравнительно легко, черные лебеди погибают от нее в течение двух-трех дней.

Так, к примеру, в 2020 году все пять черных лебедей, живших в Библейском зоопарке Иерусалима, заразились высокопатогенным штаммом гриппа H5N8 и скончались, в то время как у лебедей-шипунов, уток и других водоплавающих обитателей зоопарка даже не наблюдалось никаких симптомов инфекции.

Расшифровка генома черных и белых лебедей позволила разгадать эту загадку. В клетках слизистой черных лебедей эндемичного для Австралии и Тасмании вида отсутствуют ключевые гены, отвечающие за распознавание вирусов. Поэтому ничто не мешает вирусам проникать в клетки, после чего в организме начинается неконтролируемая воспалительная реакция, в итоге убивающая птиц. У белых лебедей такой проблемы нет.

Ученые предполагают, что из-за их генетических особенностей черным лебедям угрожают не только птичий грипп, но и другие вирусы, циркулирующие среди мировой популяции птиц. Все это время Cygnus atratus удавалось выживать только за счет изолированности австралийского континента от остального мира.

Но если распространившийся в последние два года по Европе, Азии, Северной и Южной Америке штамм птичьего гриппа H5N1 все-таки доберется до Австралии, у черных лебедей просто может не остаться шансов, считают специалисты.

Тем временем австралийские генетики готовятся восстановить популяцию тасманийского волка, который вымер почти сто лет назад.