Legion-Media

Богатый словарный запас и умение красиво говорить высоко ценились во все времена. Ораторское искусство позволило многим выдающимся людям получить власть, почет, оставить память о себе в истории. Неслучайно великий римский оратор и политический деятель Цицерон говорил, что речь выделяет человека из мира животных. Впрочем, даже в его времена знать развлекалась с «говорящими» птицами. Конечно, животные не могли соперничать с выдающимся ритором, но кое-что сказать могли. С тех пор интерес к ораторским способностям братьев меньших не только не угас, но даже увеличился.

Самые близкие родственники

С тех пор как теория сэра Чарлза Дарвина получила широкое признание, ученые большое внимание уделяли нашим ближайшим родственникам — человекообразным обезьянам. В течение многих лет были накоплены данные об их когнитивных возможностях, сложном поведении. Разумеется, были попытки научить шимпанзе и горилл человеческой членораздельной речи. Хрестоматийным стал пример, когда шимпанзе Вики довольно внятно научилась произносить четыре слова. Другие приматы показывали более скромные результаты. Для них произнести даже пару слов было весьма трудной задачей.

Renee Veysi / Alamy / Legion-Media

Всё дело в особом устройстве их голосового аппарата, который не позволяет воспроизводить сложную членораздельную речь. Зато приматы показали, что могут обучиться языку жестов и общаться с людьми! Так, горилла по кличке Коко освоила около 1000 жестов и с их помощью шутила, выражала недовольство, обращалась с различными просьбами.

Самец бонобо Канзи демонстрирует невероятные лингвистические дарования и неплохо изъясняется на языке жестов. Канзи называют гением обезьян, но, увы, оратором он никогда не станет по вышеуказанной причине. То же касается и других млекопитающих с развитыми когнитивными функциями. Например, знаменитый дрессировщик Владимир Дуров научил двух собак говорить «мама». Однако это ему стоило огромных трудов.

Пернатые Цицероны

А вот птицы порой могут удивить хорошей, да еще к месту употребленной фразой! В первую очередь вспоминаются говорящие попугаи. Европейцы познакомились с ними только после походов Александра Македонского, чьи солдаты, возвращаясь из Индии, привезли с собой в Европу красивых и сообразительных птиц. Позднее римская знать сделала попугаев своими любимцами. Мода на их содержание не исчезла и каждый может завести себе пернатого друга и научить его «говорить» и сегодня.

Самый известный говорящий попугай — жако по кличке Алекс. Он умел самостоятельно складывать слова в предложения, отвечал на вопросы, различал и называл предметы, мог попросить о прощении, знал значение некоторых букв и умел считать! Пример Алекса показывает, что попугаи (по крайней мере, наиболее одаренные) понимают смысл сказанного ими, а не просто механически повторяют услышанное.

Неплохими ораторами зарекомендовали себя популярные и относительно неприхотливые волнистые попугайчики. Как правило, их лексикон может насчитывать от 100–600 слов. Они могут строить фразы, петь песни, читать стихи. Словарный запас волнистого попугайчика Пака составлял 1728 слов! По некоторым оценкам, словарный запас школьника — около 5000 слов. Но многие люди люди обходятся в повседневной жизни запасом в 2000–3000 слов. А Эллочке Людоедке, персонажу романа «Двенадцать стульев», и вовсе хватало для жизни 30 слов.

Jeffrey Schwartz / Alamy / Legion-Media

Кроме попугаев, человеческую речь хорошо воспроизводят врановые. Известны случаи, когда ворона, воспитанная человеком, хорошо имитировала крики домашних животных, произносила слова, часто употребляемые хозяином. Иногда в зоопарках вороны самостоятельно выучивают несколько слов.

Сойки, живущие в российских лесах, столь же хороши в ораторском искусстве. Они умело имитируют голоса других птиц, животных, людей, а в неволе начинают «говорить». Тем же славятся сороки и скворцы. Майны, родственники скворцов, водящиеся в Юго-Восточной Азии, поражают умением с точностью воспроизводить тон речи, запоминать слова, песни.

Питомец учится говорить

Как видно, пернатые — самые говорливые из числа наших собратьев. Но было бы большой ошибкой полагать, что попугаи или скворцы, оказавшись в клетке, в скором времени начнут повторять за вами слова. Да, бывают, конечно, таланты, которые как бы невзначай запоминают какие-то фразы, а потом их воспроизводят, но такие особи встречаются редко.

YAY Images / Legion-Media

Чтобы научить птицу говорить, с ней надо заниматься, почти как с ребенком. Ученые давно заметили, что лучше всего приручаются и говорят молодые питомцы. В частности, словарный запас у волнистых попугайчиков лучше всего пополняется до окончания периода полового созревания. Кроме того, птица должна доверять хозяину. Нельзя насильно брать ее на руки, гладить, добиваться выполнения тех или иных действий.

Необходимо установить тесную связь с птицей, уделять ее обучению время. Сначала стоит произносить птице простые слова. Когда она усвоит несколько слов, можно приступать к новым. Некоторые любители рекомендуют накрыть клетку материей и оставить небольшое «окошко», через которое видно хозяина. Так питомец будет сосредоточен только на нем.

Когда попугай или ворон выполнит требуемое действие, его можно поощрить лакомством, приободрить ласковым словом. Ряд слов лучше соотносить с ситуацией, чтобы птица лучше их запомнила. Слова рекомендуется произносить четко, повторять их с одинаковой интонацией. Но главное, говорят дрессировщики, это терпение. Со временем пернатый питомец расширит свой лексикон и будет радовать хозяина своим мастерством.