Освоение Северного и Южного полюсов по своей сложности можно легко сравнить с космическими полетами. Любая, даже самая крохотная ошибка может стоить исследователям жизни. И к тому же, и там, и там адски холодно. Никаких преувеличений! Речь идет о минус восьмидесяти градусов за бортом, тут не до шуток!

Так уж сложилось, что СССР мог похвастаться первенством не только в деле освоения околоземной орбиты, но и в изучении Антарктики. Это направление считалось очень перспективным в 50-х годах прошлого столетия. Поначалу главными помощниками советских ученых на Южном полюсе стали военные артиллерийские тягачи АТ-Т.

Фото №1 - Покорители полюса: история советского антарктического вездехода «Харьковчанка»
Тягач АТ-Т
Фото
Алексей Задонский, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Эти сурового вида махины были построены на на шасси среднего танка Т-54 и могли похвастаться выносливостью и проходимостью. Но даже этого оказалось недостаточно для длительных (порой многомесячных) экспедиций. Встал вопрос об универсальной машине, которая смогла бы совместить возможности транспорта и тягача с комфортом дома, где исследователи жили бы пусть с минимальным, но комфортом на протяжении экспедиции и желательно сохранили здравый рассудок.

Заказ на жилой дом с гусеничным приводом разместили на Харьковском заводе тяжелого машиностроения в 1957 году. И всего за три месяца родилась «Харьковчанка» — уникальный антарктический вездеход, ставший легендой. Его официальное имя «Изделие 404» и он базируется на шасси все того же тягача АТ-Т.

Фото №2 - Покорители полюса: история советского антарктического вездехода «Харьковчанка»
Вездеход «Харьковчанка»
Фото
Tsy1980, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Харьковские инженеры только расширили базу на два дополнительных катка и значительно увеличили ширину гусениц, снабженных снегозацепами. У «Харьковчанки» был 520-сильный дизельный мотор, мощность которого на короткое время можно было увеличить почти в два раза благодаря турбонаддуву.

Фото №3 - Покорители полюса: история советского антарктического вездехода «Харьковчанка»
«Харьковчанка-2» с улучшенной кабиной и терморегуляцией

Впрочем, и без того «Харьковчанка» легко справлялась и собственными 35 тоннами массы и с дополнительным весом 70-тонного прицепа. Но талант тягача — только часть уникальных достоинств машины. Салон вездехода площадью 28 квадратных метров — настоящая малогабаритная квартира — а потолок в 2,1 м позволял исследователям спокойно встать в полный рост. Всю вахту провести согнутым в три погибели — то еще удовольствие.

За тепло в салоне «Харьковчанки» отвечали восьмислойная термоизоляция из капроновой ваты, электрообогрев стекол и отопители производительностью 200 кубометров горячего воздуха в час. «Харьковчанку» оборудовали спальными местами на восемь человек, небольшой кухней, туалетом (тоже, к слову, подогреваемым), зоной отдыха и тамбуром между входом в вездеход и основным салоном. Чтобы зря не тратить драгоценное тепло, открывая двери.

Для этой же цели доступ к двигателю для удобства ремонта осуществлялся изнутри. Впоследствии это решение признали не очень удачным — выхлопные газы слишком активно прорывались в салон. Поэтому модифицированный вариант «Изделия 404» — «Харьковчанка-2» — получил отдельную кабину управления и улучшенную термоизоляцию. Даже с выключенной системой отопления «Харьковчанка-2» за сутки теряла лишь 2-3 градуса внутренней температуры.

Созданное в рекордные сроки «Изделия 404» оказалось незаменимым помощником в освоении Антарктиды. На счету машины не имеющий аналогов переход протяженностью 2700 км из Мирного до Южного полюса, который состоялся в 1959 году. В дальнейшем «харьковчанки» стали незаменимым при обслуживании шести полярных станций Советского Союза, а свою активную службу продолжали нести аж до 2008 года.

И кто еще возьмется утверждать, что за три месяца нельзя построить ничего гениального?!

Использованы материалы Maximonline.ru