Подземным методом: неандертальцы проявили чудеса изобретательности для добычи смолы из березы

Древние люди придумали очень сложный и трудоемкий способ получения клеящей субстанции для изготовления орудий

31 мая 2023
Archaeological and Anthropological Sciences

Долгое время считалось, что только современный человек мог из подручных средств создать синтетический материал, которого в природе не существует, и приспособить его под свои нужды. Но немецкие ученые утверждают, что современные люди далеко не первые, кто достиг завидного умственного рубежа.

В статье, опубликованной журнале Archaeological and Anthropological Sciences, ученые сравнили различные методы создания березовой смолы с химическими остатками, обнаруженными на древних инструментах неандертальцев. Выяснилось, что смола эта на 100 тысяч лет старше любого современного аналога. Липкий материал использовали в качестве основы для соединения камня с костью и деревом в инструментах и оружии. К тому же он оказался водостойким и устойчивым к органическому разложению.

Оценив эти обстоятельства и проведя углубленный анализ, ученые пришли к выводу, что для извлечения синтетического клея неандертальцы использовали метод ступенчатой дистилляции с ограничением кислорода при подземном нагреве. Авторы исследования уверены: этот метод вряд ли появился спонтанно — неандертальцы экспериментировали и постоянно совершенствовали процесс.

Чтобы проверить процесс, исследователи воссоздали пять различных методов добычи: два надземных и три подземных. Извлекая березовую смолу, команда применила инфракрасную спектроскопию, газовую хроматографию, масс-спектрометрию и микрокомпьютерную томографию, чтобы проанализировать и сравнить свои методы изготовления смолы с древними артефактами из березовой смолы.

Доступность кислорода во время извлечения оставила четкий след на экспериментальной смоле, создав сигнатуру, которая четко отделяла наземные методы от подземных. В результате оказалось, что древние артефакты соответствовали подземному производственному процессу. Он более сложен в исполнении, чем наземные методы, потому что некоторые элементы нельзя наблюдать или исправить после начала процедуры, и требует более точной настройки.

Так изготовление неандертальской березовой смолы стало, похоже, первым задокументированным проявлением эволюции человека. Подозреваем, недалек тот миг, когда ученые обнаружат неандертальский чат-бот, который научился подражать голосам умерших еще до того, как это стало мейнстримом.