Под невидимым курганом: археологи нашли во Владимирской области редкую подвеску-конек

В некрополе Суздальского Ополья нашли больше 150 предметов, возраст которых превышает тысячу лет

8 августа 2022
Могильник Гнездилово. Раскоп с остатками курганной площадки с кольцевой канавкой и погребением
Институт археологии РАН

Экспедиция Института археологии РАН и Государственного исторического музея обнаружила под Суздалем погребения XI века. Распашка земель в течение многих веков полностью сгладила курганы, которые насыпали на местах погребений, и могильники X–XII веков стали «невидимыми».

Опознать такой курган можно только при помощи современных методов полевой археологии, ГИС и геофизических разведок, сообщили «Вокруг света» в Институте археологии РАН.

Сейчас в некрополе найдено свыше 150 предметов из разрушенных погребений. В их числе три боевых топора, византийская монета (милиарисий императора Василия II, 977–989 гг.), западноевропейская монета (денарий императора Оттона III, 983–1002 гг.), две восточные монеты.

Находки из разрушенных погребений могильника Сельцо: византийская монета, подвеска, поясные накладки, топор, подвеска-конек
Институт археологии РАН

Обнаружены многочисленные детали мужских поясов (накладки, наконечники, пряжки), браслеты, перстни и подвески, которые были частями женского убора, а также круглая ажурная подвеска с плетеным орнаментом, относящаяся к украшениям скандинавского круга.

Археологи исследовали десять могил, в большинстве из которых, судя по украшениям (височные кольца, стеклянные бусы, подвески к ожерелью), были похоронены женщины. В состав погребального инвентаря входили также железные ножи и керамические сосуды — их оставляли в ногах погребенных.

Подвеска-конек in situ
Институт археологии РАН

Особый интерес для археологов представляют два погребения. В одном из них была раскопана массивная шумящая подвеска-конек мерянского (владимирского) типа. Это характерное украшение поволжско-финского облика, но находка из-под Суздаля удивила ученых своими размерами и качеством художественного исполнения. Таких подвесок не находили в окрестностях уже несколько десятков лет, рассказали в ИА РАН.

Находки из разрушенных погребений могильника Гнездилово: дирхемы, бусина, височное кольцо, пряжка, кресало
Институт археологии РАН

В этом же погребении были обнаружены трехбусинные височные кольца — элементы славянского женского костюма. Сочетание двух названных украшений в одном погребении — значимая деталь для понимания культуры Суздальской земли в XI веке, отмечают ученые.

Во второй могиле археологи обнаружили останки мужчины, у колена которого находился боевой топор. Погребения с оружием в древнерусских могильниках встречаются нечасто.

Анна Красникова

«Обычай помещать предметы вооружения в могилы не был широко распространен в Суздальской земле, поэтому каждое такое погребение — объект пристального внимания».

Ранее археологи поставили диагнозы жителям средневекового Ополья.