Кому на Руси жить хорошо? Археологи поставили диагнозы жителям средневекового Ополья

Многие страдали тяжелыми заболеваниями, а 50-летние люди считались глубокими стариками

6 мая 2022
Картина Аполлинария Васнецова «Монастырь в Московской Руси»
Legion Media

Ученые Института археологии РАН провели анализ костей 26 жителей сельского поселения Северо-Восточной Руси XIV–XV веков. Их останки были обнаружены на территории археологического памятника Михали-3 Суздальского Ополья. Михали-3 представляет собой средневековое селище и могильник XI–XVI веков. Поселение упоминалось в письменных источниках и поэтому представляет особый интерес для исследователей.

Археологи начали исследовать захоронения в этой местности несколько лет назад, чтобы больше узнать о том, какими болезнями страдали и чем лечились жители средневековой Руси.

В основном останки принадлежат маленьким детям до четырех лет и женщинам. Это типичная картина для захоронений позднего Средневековья. При этом самые возрастные из погребенных умерли в возрасте чуть более 40 лет (мужчины), есть также могилы женщин старше 30 лет.

International Journal of Paleopathology

Ученые обнаружили на всех костях множество маркеров стресса и следов хронических заболеваний. Так, на останках костей детей и взрослых обнаружили мелкие отверстия в стенках глазниц — следы поротического гиперостоза и периостита. У двух женщин были обнаружены грыжи Шморля, еще пять человек имели надблоковые отверстия на плечевых костях.

Некоторые, судя по серьезности патологий, явно нуждались в уходе со стороны других членов общины. Так, несмотря на многочисленные болезни, включая возрастные, одна женщина дожила до 50 лет.

В целом, судя по останкам, здоровье жителей средневекового поселения было слабым — ни больниц, ни врачей не было. Это подтверждают и исторические данные. Скорее всего, местные жители пытались лечиться с помощью молитв и народных средств.

Однако тот факт, что люди с серьезными болезнями и инвалидностями были похоронены вместе с остальными жителями, указывает на то, они не были изгоями общества. Напротив, община, скорее всего, заботилась о них.

Результаты исследования опубликованы в International Journal of Paleopathology.