Пакетик не выкидывайте: как повторно использовать чай и кофе с пользой для здоровья

Отходы помогут приготовить «обогащенный» кекс

27 сентября 2023Обсудить
Getty Images

В непростые времена мы, бывало, дважды заваривали пакетик чая, но исследователи нашли куда более изящное применение однажды использованной заварке. Ее предлагают добавлять в выпечку. С кофейной гущей, к слову, такая же история. Делимся необычным рецептом.

Исследователи из Университета короля Фейсала в Саудовской Аравии посчитали, что способы, которыми мы обычно готовим чай и кофе, слишком расточительны — около 90% чайных листьев и кофейной гущи отправляются на свалку. Чтобы продлить жизнь отходам, ученые обратились к трудам прошлого (далекого и не очень) и узнали, что обугленную гущу, например, добавляли в цемент, чтобы он стал прочнее, в безглютеновое печенье, чтобы повысить его пищевую ценность, а зеленый чай — в кексы, чтобы проверить, сохраняются ли флавоноиды в листьях после выпекания в духовке.

Ознакомившись с результатами предыдущих исследований, ученые решили проверить, что будет, если использованный чай или кофе добавить в торты при готовке. Сохранят ли они антиоксиданты после кипячения и измельчения, и можно ли отходы переработать для улучшения питательной ценности торта и увеличения срока его хранения.

ACS Omega

Для опыта исследователи замочили черный чай и арабский кофе в кипящей дистиллированной воде на 10 минут, высушили и растерли в песок. После этого они обнаружили, что в ингредиентах сохранилось значительное количество фенольных соединений, в том числе флавоноидов.

Например, чайный порошок сохранил до 73% тригаллата теафлавина — мощного антиоксиданта, рекомендуемого людям с высоким уровнем холестерина, ожирением или сердечными заболеваниями. А использованная кофейная гуща сохранила почти 64% антиоксиданта под названием 1-кофеоилхиновая кислота, у которого также есть полезные для здоровья свойства.

Как рассказывают ученые на страницах журнала ACS Omega, обогатив получившимися ингредиентами бисквит, они обнаружили, что он содержит более высокие концентрации фенолов, кальция, фосфора, калия и магния по сравнению с бисквитом обычным. Кроме того, после двух недель хранения в обогащенных коржах наблюдался меньший рост микробов, чем в контрольных — возможно, благодаря ингибирующему действию некоторых антиоксидантов на рост бактерий.

Похоже, теперь мы знаем, что добавить в торты, чтобы сделать их полезными. А если вы пока не готовы экспериментировать с ингредиентами, можно попробовать рецепт традиционного десерта канноли.