Этот час спасет чью-то жизнь: ученые смогли поддерживать работу органов свиньи после ее смерти

Открытие может изменить наши представления о трансплантологии

4 августа 2022
www.mjt.photography / Alamy

Американские биологи изобрели метод, позволяющий восстанавливать работу сердца, почек, печени и других органов, а также «воскрешать» клетки через несколько часов после смерти.

Дэвид Андриевич

«Клетки тела человека и других млекопитающих не погибают мгновенно после смерти „хозяина“. Нам удалось остановить процесс их гибели и восстановить работу части органов и клеточных функций».

Главная проблема трансплантологии в том, что почти все главные донорские органы — сердце, печень, почки — могут функционировать вне тела очень недолго. Органы можно хранить при околонулевых температурах лишь 12-18 часов, а если эти условия по каким-то причинам нарушаются, операция по пересадке органов может обернуться для пациента летальным исходом.

Чтобы снять этот вопрос, ученые ищут способ мягкой заморозки, а также разрабатывают технологию выращивания дополнительных органов у свиней. Кроме того, генетики пытаются создать ГМО-органы животных, которые смогли бы прижиться в теле человека, обходя защитные коды иммунной системы. Данный метод, в частности, уже применяли для пересадки сердца свиньи человеку.

В апреле 2019 года американские биологи сообщили о первом прорыве — им удалось частично воскресить мозг свиньи спустя четыре часа после ее смерти. Успех стимулировал дальнейшую работу в сфере «воскрешения».

Новая система жизнеобеспечения OrganEx представляет собой набор устройств, очищающих кровь от углекислого газа путем прогона через сосуды спецраствора. Эта «живительная вода» содержит кислород, питательные вещества и молекулы, препятствующие появлению воспалений и тромбозов.

Используя новую систему, ученые поддерживали кровоснабжение органов свиней в течение часа после смерти. Все биохимические показатели оставались близки к норме, а органы были защищены от деградации на тканевом, клеточном и молекулярном уровне.

Это достижение поможет продлить сроки хранения донорских органов и сделать трансплантацию более безопасной операцией.

Ранее медики впервые пересадили ГМО сердце свиньи 57-летнему американцу Дэвиду Беннету. Увы, после уникальной операции пациент скончался спустя два месяца. Причиной смерти вероятно стало инфицирование цитомегаловирусом.

Исследование опубликовано в журнале Nature.