Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Озоновые дыры затянутся через 40 лет? Что не так с прогнозами ООН о целостности атмосферы, объясняет эксперт

Ученые пообещали, что одна из самых громких экопроблем Земли решится на нашем веку, причем сама собой

28 января 2023
Озоновые дыры затянутся через 40 лет? Что не так с прогнозами ООН о целостности атмосферы, объясняет эксперт
Сравнение размеров и формы антарктической озоновой дыры 17 сентября 1979 года (слева) и 4 октября 2015 года (справа)
Источник:
Science History Images / Alamy

Озоновый слой восстановится в течение четырех десятилетий, с таким заявлением недавно выступили специалисты ООН. Казалось бы, это должно успокоить людей, но не все так однозначно. Действительно ли озоновый слой может полностью восстановиться за 40 лет и насколько можно доверять таким прогнозам, порталу «Вокруг света» рассказал Михаил Аким, профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.

специалист в области экологии, зеленой энергетики, экономист

профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ

— На озон влияют изменения метеорологических условий и изменения состава атмосферы, которые могут возникнуть в результате изменения климата, — объясняет Михаил Аким.

Концентрация углекислого газа в атмосфере увеличивается, в первую очередь, в результате человеческой деятельности, а именно:

  • работы транспорта;

  • сжигания угля, нефти и природного газа для получения энергии;

  • вырубки лесов;

  • сельского хозяйства;

  • производства цемента, металлов, химикатов и многого другого. 

Михаил Аким

Содержание углекислого газа в атмосфере в настоящее время примерно на 30% выше, чем 150 лет назад.

Масштабы проблемы

Монреальский протокол, принятый 16 сентября 1987 года, является знаковым многосторонним соглашением, которое регулирует производство и потребление почти 100 веществ, разрушающих озоновый слой.

— На сегодняшний день это один из редких природоохранных договоров, добившихся всеобщей поддержки, и единственный, получивший ратификацию всеми странами мира, — отметил Михаил Аким.

Важность проблемы в том, что именно озоновый слой, находящийся в стратосфере защищает людей и окружающую среду от вредных уровней ультрафиолетового излучения Солнца.

Например, если в настоящее время влияние озоноразрушающих веществ, таких, как хлорфторуглероды, составляет около 2% от глобальных выбросов парниковых газов, то, согласно ряду исследований, возможно увеличение до 19% к 2050 году, если международное сообщество не предпримет оперативных действий. В частности, это может быть связано с расширением использования кондиционеров, вызванном как глобальным потеплением, так и социодемографическими изменениями.

Основная проблема, согласно ряду оценок, заключается в том, что стратосфера, скорее всего, будет охлаждаться в ответ на изменение климата, поэтому в течение более длительного периода времени будут сохраняться условия, способствующие истощению озона в нижних слоях стратосферы, особенно в полярных регионах. В настоящее время еще предстоит оценить комплексное воздействие, в частности, степень такого похолодания и, следовательно, задержку восстановления озонового слоя.

— Ожидается, что глобальное потепление более чем на 2 °C будет иметь крайне пагубные последствия для общества и экосистем во всем мире, — говорит Михаил Аким. — Потребуются дорогостоящие меры по адаптации, особенно если это приведет к системным переходам, например, таянию вечной мерзлоты и ледников.

Усилия пока недостаточны

В контексте Парижского соглашения запланированные меры по смягчению последствий до 2030 года отнесены к национальному уровню. И анализ текущих национальных инициатив показывает: хотя выбросы в некоторых регионах мира, вероятно, значительно сократятся в ближайшее десятилетие, общие глобальные антропогенные выбросы, видимо, останутся слишком высокими, и потребуются гораздо более амбициозные и быстрые усилия по их сокращению.

— Текущие усилия пока недостаточны ни для достижения температурных целей Парижского соглашения, ни для смягчения последствий, — считает Михаил Аким. — В свете этого активизируются исследования и дебаты о возможностях дополнительного использования предлагаемых технологий геоинженерии.

Признание надвигающейся проблемы придало импульс часто противоречивым дискуссиям о двух дополнительных возможных подходах к ограничению изменения климата:

  • удаление парниковых газов из окружающей атмосферы, особенно CO2, как наиболее важного фактора, влияющего на климат;

  • преднамеренное изменение баланса радиационной энергии атмосферы Земли для частичного противодействия непреднамеренному антропогенному изменению климата (что, в частности, связано с проблемой озонового слоя Земли).

Озоновые дыры затянутся через 40 лет? Что не так с прогнозами ООН о целостности атмосферы, объясняет эксперт
Источник:
Legion Media

Основываясь на современных знаниях, нельзя полагаться на методы геоинженерии, чтобы оценить возможности ее использования ни для достижение климатических целей, ни для нивелирования влияния на озоновый слой. Хотя ряд исследований демонстрирует, что несколько методов масштабных вмешательств могут в конечном итоге иметь потенциал для ограничения изменения климата, все они находятся на ранних стадиях разработки, сопряжены со значительными неопределенностями и рисками и ставят этические дилеммы.

При том, что ни один из предложенных методов еще не существует в масштабах, достаточных для воздействия на глобальный климат, они уже заняли видное место в сценариях изменения климата и политических дискуссиях.

— Исследования в области геоинженерии должны распространяться на комплексный анализ экологического воздействия на экосистемы, включая вопросы озонового слоя, — подчеркнул Михаил Аким.

«Двуликий» газ

Истощение озонового слоя не является основной причиной изменения климата, напоминает Михаил Аким. Озоновый слой находится в стратосфере, то есть в слое атмосферы непосредственно над тропосферой. С другой стороны, повышение содержания озона, которое, согласно ряду исследований, произошло в тропосфере из-за газов, загрязняющих поверхность, оказывает согревающее воздействие на поверхность Земли, способствуя тем самым «парниковому» эффекту.

Озоновые дыры затянутся через 40 лет? Что не так с прогнозами ООН о целостности атмосферы, объясняет эксперт
Молекулы кислорода и озона
Источник:
Peter Hermes Furian / Alamy

Атмосферный озон оказывает двоякое влияние на температурный баланс Земли. Он поглощает солнечное ультрафиолетовое излучение, которое нагревает стратосферу. Он также поглощает инфракрасное излучение, испускаемое земной поверхностью, эффективно улавливая тепло в тропосфере.

— Таким образом, воздействие изменений концентрации озона на климат зависит от высоты, на которой происходят эти изменения содержания озона. Большие потери озона в нижних слоях стратосферы происходят из-за производимых человеком хлор- и бромсодержащих газов и оказывают охлаждающее воздействие на поверхность Земли, — отмечает Михаил Аким.

Изменение климата связано с тем, что углекислый газ, метан и другие парниковые газы меняют глобальную климатическую систему. Истощение озонового слоя связано с тем, что определенные промышленно производимые химические вещества, содержащие хлор или бром, повреждают защитный стратосферный озоновый слой Земли.

И то, и другое связано с деятельностью человека. По мере того как мировое сообщество начинает лучше понимать эти проблемы и сложные физические и химические процессы, которые их вызывают, приходит понимание, как взаимосвязаны действия по решению каждой из них, рассуждает ученый.

— Очевидно, что действия по смягчению последствий глобального потепления могут оказать положительное влияние на истощение озонового слоя и наоборот, — считает Михаил Аким. — Однако следует быть крайне осторожным в оценках, так как возможно, что решение одной проблемы может усугубить другую.

С точки зрения обывателя

— Интересно, что две сравнительно близкие проблемы: разрушение озонового слоя и изменение климата, достигли значительно разных уровней понимания общественностью и политической поддержки, — считает Михаил Аким.

Люди имеют ограниченные научные знания о глобальном потеплении и склонны путать его с разрушением озонового слоя или рассматривать его как часть озоновой дыры. При чем не только на уровне общественного мнения, но и на политическом, законодательном и научном уровне.

— Регулирование, связанное с проблемой озона, шло намного лучше, чем в случае с изменением климата. Видимо, метафоры, использованные в обсуждении, такие, как «озоновая дыра», лучше находили отклик у общественности, — рассуждает профессор.

Михаил Аким

Случай с озоном был доведен до сведения неспециалистов с помощью простых для понимания связующих метафор, взятых из популярной культуры и связанных с непосредственными рисками, имеющими повседневное значение, в то время как общественное мнение об изменении климата не видит неминуемой опасности.

Озоновая дыра гораздо больше рассматривалась как опасная проблема и неизбежный риск по сравнению с глобальным изменением климата, поскольку люди опасались, что истощение озонового слоя («щита») может привести к серьезным, понятным для неспециалиста последствиям, таким как катаракта, рак кожи, повреждение растений и нарушение экосистемы океана.

— Видимо, в случае с глобальным потеплением таких простых, понятных и доступных образов не было, чем вероятно можно объяснить меньший уровень поддержки и понимания необходимости усилий для решения этой проблемы. Например, американцы добровольно отказались от аэрозольных баллончиков, разрушающих озоновый слой, до того, как закон вступил в силу, в то время как изменение климата не вызвало сопоставимой общественной обеспокоенности и даже не смогло добиться адекватного научного понимания, — приводит пример Михаил Аким.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения