Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Острые перья и шпильки: 7 портретов выдающихся журналисток XIX века из Европы, России и Америки

Они боролись за права женщин и занимались просвещением детско-юношеской аудитории

8 марта 2023Обсудить

Прогрессивный XIX век положил начало борьбе женщин за свои права, которая во многом стартовала с публикаций первых журналисток на страницах европейских и американских газет. В России в это время тоже появились первые журналистки, хотя они в основном фокусировались на детской аудитории и литературном творчестве. К Всемирному женскому дню «Вокруг света» вспоминает семерых значимых журналисток XIX столетия.

Острые перья и шпильки: 7 портретов выдающихся журналисток XIX века из Европы, России и Америки
Источник:
Album / Coll. Jonas/KHARBINE-TAPABOR via Legion Media

Маргарет Фуллер

«Человечество делится на мужчин, женщин и Маргарет Фуллер», — сказал как-то Эдгар Аллан По, у которого были с ней непростые отношения. Куда более лестную характеристику ей дал поэт и философ-трансценденталист Ральф Эмерсон: «Величайшая женщина с древних времен до наших дней».

Острые перья и шпильки: 7 портретов выдающихся журналисток XIX века из Европы, России и Америки
В 1840-х годах Маргарет Фуллер имела репутацию самого начитанного человека в Новой Англии
Источник:
SPCOLLECTION / Alamy via Legion Media

Маргарет Фуллер действительно была неординарной личностью, опередившей свое время и стоявшей у истоков феминизма в США. Она родилась в мае 1810 года в штате Массачусетс, от которого ее отец через несколько лет был избран в Конгресс США. Он же привил дочери любовь к чтению и позаботился о том, чтобы Маргарет получила классическое домашнее образование, которое включало знакомство с трудами античных философов.

Затем она продолжила обучение в нескольких заведениях, а в 16-летнем возрасте вернулась в отчий дом, где самостоятельно занялась изучением иностранных языков. «Я чувствовала, что не была рождена для обычной женской доли», — писала она в то время.

Маргарет давала частные уроки, а в 1830-х стала писать для периодических изданий, начав с литературной критики. Смерть отца от холеры в 1835 году серьезно повлияла на 25-летнюю девушку — Тимоти Фуллер не оставил завещания, поэтому его состояние и собственность достались братьям покойного, а не вдове и детям. Маргарет пришлось отказаться от планов поехать в Европу, где она собиралась работать над биографией Иоганна Вольфганга фон Гёте — в 1836 году она начала работать школьной учительницей, чтобы обеспечивать семью.

Через три года Фуллер вместе с родней переехала в окрестности Бостона. Там же она начала проводить «беседы» — собрания для женщин, на которых обсуждались история, искусство и естественные науки, а также иные насущные вопросы. «Беседы», которые Фуллер вела с 1839-го по 1844 год заменяли образование участницам, многие из которых впоследствии стали видными фигурами движения за права женщин.

В том же 1839 году упомянутый выше Ральф Эмерсон предложил Маргарет Фуллер стать редактором свежесозданного журнала The Dial, объединившего вокруг себя членов Трансцендентального клуба, в котором Фуллер была одним из главных участников. Она приступила к работе в 1840-м, но оставила пост через два года, не получив обещанных денег, хотя продолжала писать для журнала как автор.

В 1844 году Фуллер устроилась в крупную газету New York Tribune, где стала книжным обозревателем. За четыре года она написала для издания свыше 250 статей о литературе, искусстве и музыке. Часть ее сочинений была посвящена социальным проблемам и политике. В 1845 году она издала расширенную версию своего текста из The Dial о мужчинах и женщинах. Книга «Женщина в XIX веке», в которой Фуллер писала о важности равноправия мужчин и женщин и о том, как его добиться ради всеобщего блага. Эта книга теперь считается библией американского феминизма.

Острые перья и шпильки: 7 портретов выдающихся журналисток XIX века из Европы, России и Америки
Маргарет Фуллер, 1846 год
Источник:
incamerastock / Alamy via Legion Media

В 1846 году Фуллер в качестве корреспондента New York Tribune отправилась в Европу, посетив сперва Англию, где ее нашумевшая книга была издана без ведома автора, а затем Францию и Италии. В этом путешествии она успела познакомиться с Жорж Санд, Адамом Мицкевичем и другими видными деятелями.

В Англии она встретила маркиза Джованни Оссоли, с которым у Фуллер завязался роман. В 1847 году пара перебралась во Флоренцию, а через год у них родился сын. Биографы до сих пор спорят, когда Оссоли и Фуллер заключили брак и случилось ли это вообще.

В 1849 году в Папской области вспыхнула революция и была провозглашена Римская республика, а Фуллер и ее супруг оказались в центре разворачивавшихся в Риме событий. Оссоли отправился сражаться с французскими войсками, призванными Папой римским для подавления восстания, а Маргарет стала медсестрой. Революционеры потерпели поражение, но Оссоли и Фуллер смогли покинуть Рим. Они уехали во Флоренцию, а в 1850 году решили отправиться в США.

Маргарет Фуллер готовила книгу о короткой и печальной истории несостоявшейся Римской республики, которую считала своим самым важным сочинением. Черновую рукопись она взяла с собой на борт «Елизаветы» — судна, шедшего в Нью-Йорк. Рейс, увы, оказался трагическим. Сперва от оспы умер капитан «Елизаветы», а 19 июля 1850 года неопытный помощник, занявший его место, посадил судно на мель у побережья Нью-Йорка во время шторма.

До берега было недалеко — умевшие плавать пассажиры и даже новоиспеченный капитан попрыгали за борт. Маргарет Фуллер и ее муж на свою беду плавать не умели и остались на палубе. Накрывшая гибнущую «Елизавету» волна унесла их в открытое море вместе с 22-месячным сыном. Тела его родителей и заветную рукопись Фуллер так и не нашли.

Элиза Линн Линтон

Элиза Линн появилась на свет в британском графстве Камбрия в феврале 1822 года. Она была 12-м и последним ребенком в семье, а ее мать скончалась, когда Элизе не исполнилось и полугода. В детстве она была предоставлена сама себе, в том числе в вопросе образования. В ранние годы она начала писать стихи.

Острые перья и шпильки: 7 портретов выдающихся журналисток XIX века из Европы, России и Америки
Джон Кольер. Портрет Элизы Линн Линтон
Источник:
Artmedia / Alamy via Legion Media

В 1845 году Элиза приехала в Лондон, где занялась литературным творчеством под покровительством писателя Уильяма Эйнсворта и поэта Уолтера Лэндора. Однако ее первые произведения не имели большого успеха. В 1849 году девушка устроилась в газету The Morning Chronicle, став первой в истории Великобритании штатной журналисткой с окладом.

— Так это вы та самая маленькая девочка, которая написала одну чудну́ю книжку, а теперь хочет стать акулой пера? — спросил Элизу при знакомстве редактор газеты Джон Кук.

— Да, и я женщина, — ответила та. После непродолжительной беседы Кук принял ее на работу.

Линн трудилась в The Morning Chronicle два года, в течение которых писала статьи на самые разные темы, а также занималась книжным обозрением. Журналистский труд приносил неплохой доход, но в 1851 году Элиза ушла из газеты после размолвки с редактором. Впоследствии она еще сотрудничала с Куком, но их дружбе пришел конец. В том же году вышел ее роман «Реальность», обличавший викторианское общество и его отношение к женщинам. Книга шокировала публику и критиков, а Элизу обвинили в аморальности.

Острые перья и шпильки: 7 портретов выдающихся журналисток XIX века из Европы, России и Америки
Источник:
Signal Photos / Alamy via Legion Media

Затем мисс Линн успела поработать корреспондентом разных изданий в Италии и Франции. В частности, она писала для газеты The Leader и журнала «Домашнее чтение», редактором которого был Чарлз Диккенс. В 1858 году она вышла замуж за известного иллюстратора и публициста Уильяма Линтона, у которого было семь малолетних детей от предыдущего брака. Возможно, Элиза согласилась стать женой этого вдовца из альтруизма, а также для проверки своих теорий о воспитании.

Брак не принес Элизе счастья — она и Линтон расстались через несколько лет, прожив некоторое время сперва в ветхом доме Линтона в Камбрии, а затем в Лондоне. В 1867 году пара официально оформила развод и Линтон с детьми перебрался в США.

Во время замужества и после Элиза продолжала писать романы и статьи для периодических изданий. Примечательно, что она отличалась консервативными взглядами и более не разделяла идеи зарождавшегося в те годы феминизма. В частности, в одном из эссе она обрушилась на девушек, пользующихся косметикой и смеющих флиртовать с мужчинами. В 1891 году Линн Линтон написала, что считает политику сугубо мужским делом.

Элиза Линн Линтон скончалась от пневмонии в Лондоне в июле 1898 года. Критики и исследователи по сей день изучают ее противоречивое литературное наследие.

Джейн Свиссхельм

Джейн Грей Кэннон родилась в декабре 1815 года в Питтсбурге (штат Пенсильвания). Судьба уготовила ей роль одной из первых журналисток в истории США, активно боровшейся за отмену рабства и права женщин.

Острые перья и шпильки: 7 портретов выдающихся журналисток XIX века из Европы, России и Америки
Источник:
Eugene S. Hill after Root of Philadelphia, Public domain, via Wikimedia Commons

Джейн выросла в религиозной семье шотландско-ирландских эмигрантов, где ее держали в строгости. Она потеряла отца в 1823 году, а вскоре мать приспособила ее расписывать бархат и плести кружево. Затем девочка смогла получить некоторое образование, а в 1836 году Джейн вышла замуж за Джеймса Свиссхельма, который в 1838 году увез ее в Луисвилл (штат Кентукки), где собирался начать бизнес со своим братом. Тогда-то Джейн своими глазами увидела, как эксплуатируют рабов. Их незавидная участь произвела на девушку неизгладимое впечатление. Вскоре она против воли мужа уехала в Питтсбург, чтобы ухаживать за больной матерью, а после ее кончины Джейн два года посещала женскую семинарию. Затем она вернулась к супругу, который к тому времени осел на ферме в окрестностях Питтсбурга.

В 1840-х годах Джейн начала публиковать в местных газетах статьи, в которых выступала решительно против рабства и смертной казни. Нежелание редакторов публиковать ее сочинения побудило Джейн Свиссхельм основать собственную газету на деньги, завещанные ей матерью. Издание под названием Pittsburgh Saturday Visiter появилось в 1847 году и просуществовало 7 лет. В своих колонках для этой газеты, которые перепечатывали другие американские издания, Джейн среди прочего поддерживала право замужних женщин на владение собственностью.

В апреле 1850 года как репортер газеты New York Tribune Свиссхельм стала первой журналисткой, допущенной в Сенат США. Тот день ознаменовался громким скандалом: один из сенаторов достал револьвер, чтобы остудить пыл бросившегося на него коллеги. Репортаж Свиссхельм об этом событии вышел на редкость красочным.

К 1857 году Джейн успела потерять работу в Вашингтоне, родить дочь, на время оставить журналистику ради ухода за ребенком, вернуться в профессию и развестись с мужем. Затем она вместе с дочерью переехала в Сент-Клауд (штат Миннесота), где основала газету The Saint Cloud Visiter. Она продолжала пылко выступать против рабства, за что пострадала — как-то раз редакция газеты была разгромлена, а печатный станок издания выброшен в реку.

За этой атакой стоял местный политик Сильван Лоури, которого Свиссхельм неоднократно обвиняла в притеснении индейцев виннебаго, рабовладельчестве и иных злоупотреблениях. При поддержке друзей отважная журналистка приобрела новый печатный станок и начала издавать газету The Saint Cloud Democrat. Основой тематикой этой газеты была защита прав женщин.

С началом Гражданской войны в США Свиссхельм начала ездить по крупным городам США. В Вашингтоне старый знакомый устроил ее клерком в штаб Генерала-квартирмейстера армии северян. Параллельно журналистка трудилась в госпитале. В 1864 году ей довелось организовать уход за 182 тяжелоранеными солдатами в госпитале Фредериксберга (штат Виргиния). После окончания войны Свиссхельм основала газету The Reconstructionist, на страницах которой критиковала президента Эндрю Джонсона, из-за чего лишилась своей работы на госслужбе. В 1866 году журналистка, оставшаяся без средств к существованию, вернулась в Питтсбург.

Оставшиеся годы своей жизни Свиссхельм не занималась издательским делом, но продолжала писать для разных американских газет. Прославленная журналистка умерла в июле 1884 года. В ее честь назван один из районов Питтсбурга.

Леди Флоренс Дикси

Флоренс Кэролайн Дикси, родившаяся в 1855 году в семье шотландского маркиза Куинсберри Арчибальда Дугласа, с детства не желала соответствовать титулу леди — девочка была настоящим сорванцом, плавала наперегонки с братьями, увлекалась охотой и верховой ездой.

Острые перья и шпильки: 7 портретов выдающихся журналисток XIX века из Европы, России и Америки
Флоренс Дикси увлекалась футболом. В 1895 году она стала президентом женской футбольной команды
Источник:
GL Archive / Alamy via Legion Media

Флоренс Дуглас стриглась под мальчика, отказывалась носить строгие викторианские платья и обожала путешествия. Ее детство было омрачено смертью отца, когда Флоренс было три года, сложным характером матери и неприязнью к католической школе. Уже в юном возрасте Флоренс увлеклась поэзией.

В 1875 году девушка вышла замуж за баронета Дикси Александра Черчилля. Это был крупный мужчина, разделявший страсть супруги к приключениям и путешествиям, но страдавший от пристрастия к спиртному, картам и играм на скачках. Современники отмечали, что именно хрупкая Флоренс была главой этой семьи, а муж подчинялся ее стальной хватке. Но свое состояние баронет в итоге все же спустил.

Супруги много путешествовали по миру, и за несколько лет Флоренс успела прославиться на литературном поприще: она написала несколько книг для детей и взрослых, включая истории о своем путешествии в Патагонию, откуда отважная леди привезла живого ягуара.

В 1881 году Дикси стала корреспондентом лондонской газеты The Morning Post и вместе с мужем поехала в Южную Африку, где писала репортажи о Первой англо-бурской войне, а также о жизни в Капской колонии и Стране зулусов. В частности, журналистка взяла интервью у плененного британцами зулусского лидера Кетчвайо. Один из ее репортажей о тяжелом положении зулусов назывался «В стране несчастий». Позднее она писала статьи, в которых поддерживала многие либеральные идеи.

Острые перья и шпильки: 7 портретов выдающихся журналисток XIX века из Европы, России и Америки
Флоренс Дикси на иллюстрации в журнале Vanity Fair, 1884 год
Источник:
Darling Archive / Alamy via Legion Media

Дикси считала, что женщины и мужчины должны обладать равными правами в семье. В 1890 году журналистка опубликовала феминистский роман-утопию «Глориана, или Революция 1900 года». В предисловии Дикси говорила о необходимости наделения женщин избирательным правом и предоставления им доступа к работе и образованию.

По сюжету главная героиня романа, Глориана, избирается в Палату общин под видом мужчины, а затем постепенно приводит Британию к матриархату. Книга заканчивается описанием благополучной жизни в Великобритании в конце XX века.

Леди Флоренс Дикси умерла в ноябре 1905 года. Ее похоронили в родовом поместье в Шотландии.

Наталья Шаликова

«Прочел я в 6-м номере „Современника“ повесть Нарской — и очень остался доволен. Первый женский, свежий голос в нашей литературе. <…> И не знаешь ли ты, кто эта Нарская, и где она живет?» — писал в июле 1855 года Иван Тургенев критику Василию Боткину. Под этим псевдонимом опубликовала свою повесть «Первое знакомство со светом» родившаяся в 1815 году княжна Наталья Петровна Шаликова, которую принято считать одной из первых российских журналисток.

Острые перья и шпильки: 7 портретов выдающихся журналисток XIX века из Европы, России и Америки
Петр Шаликов — отец нашей героини. Известных изображений самой княжны не сохранилось
Источник:
Александр Орловский, Public domain, via Wikimedia Commons

Отец Натальи Пётр Шаликов издавал в Москве несколько журналов и в течение долгих лет был редактором «Московских ведомостей». Младшая сестра княжны Софья была замужем за издателем Михаилом Катковым.

Заниматься литературой Наталья Шаликова начала в 1840-х, взявшись за переводы французских новелл, а спустя несколько лет дебютировала как автор в «Современнике», заслужив похвалу не только от Тургенева, но и от критиков: Николая Добролюбова и упомянутого выше Боткина. После основания Катковым журнала «Русский вестник» в 1856-м, Шаликова стала активно сотрудничать с этим консервативным изданием.

В 1858 году она опубликовала повесть «Свободный выбор» — историю о молодой девушке, которая попадает в лоно высшего света. Клавдия Фуржеева, главная героиня «Выбора», обладала живой любознательностью и благородными взглядами на жизнь. Шаликова писала о силе женского характера, о необходимости равного образования, о чистоте сердца и побуждала быть искренними в своих чувствах.

В 1865 году в немецком Висбадене княжна познакомилась с начинающим романистом Федором Достоевским. Некоторые литературоведы предполагают, что именно Шаликова предложила отправить роман «Преступление и наказание» в «Русский Вестник». С публикации романа в 1866 году началось многолетнее сотрудничество Достоевского с Катковым.

Наталья Шаликова не прекращала писать до самой смерти в 1878 году. Ей приходилось бороться за публикацию своих повестей — некоторые ее рукописи лежали в редакциях годами. Но княжна не опускала руки: она сотрудничала с разными журналами, для которых писала в том числе путевые очерки из России и других стран, в которых она бывала.

Мария Ростовская

Мария Львова родилась в 1814 году в Санкт-Петербурге. Она происходила из известной «музыкально-литературной» семьи: ее отец, Фёдор Львов, писал стихи и прозу, занимался музыковедением. Брат Марии, скрипач и композитор Алексей Львов, известен как автор музыки для гимна «Боже, Царя храни!». А крестным отцом Марии был сам Гавриил Державин, супруге которого девочка приходилась внучатой племянницей. Впоследствии Мария написала очерк о чете Державиных.

Острые перья и шпильки: 7 портретов выдающихся журналисток XIX века из Европы, России и Америки
Портрет Марии Ростовской кисти неизвестного художника. 1830-е
Источник:
Wikimedia Commons

Мария довольно поздно занялась журналистикой и литературой. Она получила домашнее образование, а в 1843 году стала фрейлиной императрицы Александры Федоровны — супруги Николая I. Через два года Львова вышла замуж за отставного штабс-капитана Александра Ростовского. Для нее это был второй брак — о коротком первом замужестве Львовой, окончившемся разводом, почти ничего не известно.

Переселившись в имение мужа, Мария Ростовская увлеклась сочинительством. В 1852 году вышла в свет ее детская повесть «Приключения Пони, эмского осла», которую хорошо приняли критики и публика. В том же году Ростовская написала биографический очерк о Карле Брюллове по случаю кончины знаменитого живописца.

С 1860 года сочинения Ростовской публиковались в детско-юношеском журнале «Подснежник», который издавал писатель и журналист Владимир Майков — брат поэта Аполлона Майкова. В течение своего недолгого существования «Подснежник» служил основным источником интеллектуального чтения для детской аудитории. В журнале публиковались произведения Николая Некрасова, Дмитрия Григоровича, Ивана Гончарова и переводы сочинений зарубежных авторов: Андерсена, Гофмана, братьев Гримм и т.д. Ростовская же стала одним из сотрудников редакции «Подснежника» и работала в нем до закрытия журнала в 1862 году.

Острые перья и шпильки: 7 портретов выдающихся журналисток XIX века из Европы, России и Америки
Мария Ростовская в 1866 году
Источник:
Sergey Lvovich Levitsky, Public domain, via Wikimedia Commons

Спустя два года Ростовская и Майков основали иллюстрированный детский журнал «Семейные вечера», который Мария Ростовская единолично возглавляла в течение шести лет. Изданию покровительствовала молодая императрица Мария Александровна, жена Александра II. Так, журнал распространяли по женским гимназиям, которые курировала царская семья.

В журнале выходили повести и рассказы для детей разного возраста, а также познавательные публикации об истории, путешествиях, естественных науках. Были даже разделы с литературной критикой и «известиями» о разного рода открытиях и изобретениях. Издательница публиковала на страницах «Вечеров» повести о любви к Родине и очерки по отечественной истории. В частности, Ростовская рассказывала о жизни императрицы Екатерины II, полководца Александра Суворова и баснописца Ивана Хемницера. Затрагивала она порой и общественно-политические темы.

Критики иногда обвиняли Ростовскую в элитарности и отсутствии конфликтов в ее сочинениях, но признавали за ней владение чистейшим русским языком и колоритными изобразительными средствами.

В конце 1860-х годов Ростовская начала писать повесть «Крестьянская школа». Материал для нее она собирала в имении своей родной сестры Надежды Самсоновой, которая вместе с мужем основала в селе Бектышево начальную школу для крестьянских детей. Мария Федоровна не раз приезжала в имение, чтобы увидеть, как учатся крестьянские дети. Повесть была впервые опубликована в журнале Ростовской, а затем неоднократно переиздавалась вплоть до 1917 года. Образы пытливых крестьянских детей, созданные Ростовской, хвалили за живость и правдоподобность.

Мария Федоровна скончалась в июне 1872 года в Санкт-Петербурге. «Сочинения Ростовской писаны с талантом и умением и читались детьми
с особенным интересом. Ее направление было всегда строго нравственное и патриотическое», — гласил некролог в газете «Гражданин».

Минна Кант

Минна Кант, прославилась на почве социальной журналистики, литературы и борьбы за права женщин. Она по праву занимает почетное место в истории Финляндии.

Острые перья и шпильки: 7 портретов выдающихся журналисток XIX века из Европы, России и Америки
Минна Кант с мужем. Ее часто называют вторым по значимости драматургом и прозаиком Финляндии после Алексиса Киви
Источник:
GL Archive / Alamy via Legion Media

Урожденная Ульрика Вильхельмина Йонсон появилась на свет в 1844 году в Тампере. В 1863 году она поступила в новую семинарию для учителей начальной школы в Ювяскюля, но не закончила образование — в 1865 году Ульрика вышла замуж за своего преподавателя естественных наук Юхана Фердинанда Канта. В этом браке, окончившемся в 1879 году со смертью Юхана, родилось семеро детей. В 1880 году вдова с детьми переехала в Куопио, взяв в свои руки управление унаследованным от отца бизнесом по продаже нитей и пряжи. В этом она вполне преуспела — дело приносило стабильный доход.

Бремя многодетной домохозяйки не помешало Минне Кант заняться сперва журналистикой, а затем и литературным творчеством. В 1870-х она писала для газеты Keski-Suomi, в которой ее муж работал редактором, а затем Минна сотрудничала с разными изданиями, став первой в истории Финляндии самостоятельной журналисткой. Всего она написала около 70 статей, в которых громко говорила о правах женщин, с иронией и горячностью обличала общественные пороки и активно отстаивала права угнетенных. В 1889–1890 гг. Кант была издателем журнала «Свободные идеи», для которого отбирала и переводила публикации из зарубежных изданий, чтобы познакомить читателей с актуальной европейской общественной повесткой.

Параллельно Минна Кант создавала художественные произведения: ее рассказы и пьесы также затрагивают темы социального неравенства и тяжелой жизни женщины в традиционной патриархальной семье.

Творчество Минны Канны часто подвергалось критике современников, но история расставила все по своим местам. Ее дом в Куопио стал местом притяжения для молодых писателей, художников и интеллектуалов — здесь проходили дебаты, публичные чтения, рождались идеи будущих произведений. Госпожа Кант скончалась в 1897 году.

Острые перья и шпильки: 7 портретов выдающихся журналисток XIX века из Европы, России и Америки
Памятник Минне Кант в Ювяскюля
Источник:
Andrey Shevchenko / Alamy via Legion Media

«Жизненная позиция Кант — это то, чему мы все можем и должны учиться. Она считала, что нужно стоять за своими убеждениями и делать то дело, в которое веришь и в правоте которого не сомневается твое сердце, несмотря на то, что мир вокруг утверждает обратное», — говорит Минна Рютисало, автор посвященной Кант книги «Госпожа К».

19 марта, в день рождения писательницы, в Финляндии отмечается День равноправия, известный также как День Минны Кант.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения