Опубликовано первое фото крысы, которая умеет разгрызать кокосы. До этого ее считали мифической

Эти гигантские грызуны обитают в единственном месте на планете — на острове Вангуну в Тихом океане

22 ноября 2023

Tyrone Lavery

Загадочная «вика»

Гигантская крыса, способная раскалывать кокосы, долгое время была мифическим существом не только для аборигенов острова Вангуну, но и для биологов, которым ни разу не удавалось ее найти или запечатлеть. Редкий вид мог давно исчезнуть, но местные жители стояли на своем — грызун все еще обитает в их лесах. И поиски продолжались десятилетиями. Наконец, гигантские крысы Uromys vika впервые попались в фотоловушки, расставленные командой, состоявшей из ученых Мельбурнского университета (Австралия), Национального университета Соломоновых островов и жителей Вангуну.

Всего получилось сделать 95 снимков. Проанализировав их, зоологи определили, что на них изображены четыре разные особи в их естественной среде обитания. Гигантские древесные крысы Uromys vika (местные называют их просто «вика») считаются одним из самых редких видов грызунов в мире. Более того, кроме местных жителей, их прежде вживую никто не видел. У зоологов не было ничего, кроме рассказов аборигенов. В 2017 году вид был наконец официально описан после того, как местные лесники поймали одну крысу. Но к ученым она попала уже в таком состоянии, когда можно изучить только скелет и ДНК.

Про этих грызунов известно, что они как минимум вдвое больше обычных крыс, могут достигать 46 сантиметров в длину и весить до килограмма. Живут на деревьях в низменных влажных лесах только на одном острове — на Вангуну в архипелаге Соломоновы острова. Питаются в том числе кокосовыми орехами и умеют колоть или разгрызать их своими острыми зубами.

Под угрозой вымирания

Зоологи рассказали, что важной частью успеха в поисках этого вида было использование глубоких знаний народа Вангуну о своих лесах и дикой природе. Полевые работы, в том числе расстановку фотоловушек, вели вместе с жителями деревни Заира. Для них получить научное подтверждение существования «вика» было тоже очень важно. Вид занесен в список животных, находящихся под угрозой исчезновения из-за вырубки низменных лесов — их единственного ареала обитания.

<p><a target="_blank" rel="noopener nofollow" href="https://findanexpert.unimelb.edu.au/profile/1040408-tyrone-lavery">Тайрон Лавери</a></p>

«На снимках видно, что гигантская крыса с Вангуну обитает в первичных лесах Заиры, и эти земли, особенно территория племени докосо, представляют собой последнюю оставшуюся среду обитания этого вида».

«В Заире получено согласие на вырубку леса. Если она продолжится, это, несомненно, приведет к вымиранию гигантской крысы с Вангуну», — констатирует Тайрон Лавери.

По словам исследователей, открытие произошло в критический момент для будущего дикой природы Вангуну. Поэтому впервые сделанные снимки гигантской крысы — чрезвычайно позитивная новость для этого вида и сообщества Заиры, которое уже 16 лет сражается за сохранение своих первозданных лесов.

Ученые надеются, что полученное документальное подтверждение живучести вида и их снимки помогут спасти леса от вырубки. И предотвратят полное исчезновение редкого животного, которое должно получить природоохранный статус.

Где искать попугая какапо, лягушку голиаф и саолу, читайте в статье Vokrugsveta.ru о 10 самых редких животных Земли.