Что такое таксономическая инфляция и как она мешает защищать вымирающих животных

Российские ученые предложили способ, который поможет избежать путаницы в систематике

23 октября 2023
Legion Media

Науке на данный момент известно около миллиона видов живых организмов. Еще около триллиона остаются неизвестными, как предполагают эксперты. Развитие генетики, с одной стороны, подарило новые методы для открытия неизвестных ранее видов, а с другой, привело к появлению множества мелких, плохо отличимых друг от друга таксонов и всё возрастающей путанице.

Случай с греческими жабами

Зоологи из МГУ им. Ломоносова, Нанкинского лесотехнического университета (Китай) и Университета им. Коменского (Словакия) предложили новый стандартизированный подход в работе по выявлению видов, а точнее, хорошо забытый старый — вернуться к категории подвида, которую стали очень редко использовать. Возрождение подвида, считают ученые, также позволит выявлять популяции, нуждающиеся в защите. Исследование, поддержанное грантом РНФ, было опубликовано в журнале PNAS.

В новом исследовании авторы приводят пример балканской чесночницы. Эти жабы до сих пор не вызывали беспокойства ученых, так как у них довольно большая популяция и обширный ареал обитания по всему юго-востоку Европы. Однако недавно греческие биологи обнаружили, что численность этих амфибий на территории Греции последние сорок лет неуклонно сокращается.

Эта отдельная популяция никак не охранялась — за пределами страны лопатоног по-прежнему широко распространен, а значит, и в Греции вымирание ему не грозит, рассуждали тогда. Но местные экологи вовремя обнаружили угрозу, выделили и описали отдельный подвид, находящийся на грани исчезновения, и взяли его под наблюдение. Если бы не эти усилия, отмечают российские биологи, популяция в Греции могла бы полностью исчезнуть.

Хаос в науке

«Некоторые исследователи считают, что любая популяция, которая хоть немного отличается от других, должна быть описана как самостоятельный вид. Как правило, это делается из благих побуждений: чтобы придать популяции официальный статус и тем самым обеспечить ее сохранение, например, если она находится под угрозой исчезновения», — рассказал руководитель проекта Николай Поярков, доцент кафедры зоологии позвоночных МГУ.

Негативная сторона такого подхода сегодня уже очевидна и даже получила свое название — «таксономическая инфляция». Все больше популяций описывают как отдельные виды, само понятие вида обесценивается, списки таксонов все время меняются. В этой путанице экологам сложнее всего понять, какие именно из видов наиболее уязвимы и действительно нуждаются в охране. Предложенный подход должен помочь более четко различать виды и их мелкие систематические единицы.

Новый вид колючих рисовых хомячков Neacomys marci, открытый в 2023 году.

Zookeys

Что считать подвидом

Для возрождения понятия необходимо дать подвиду четкое определение, с которым согласятся специалисты по всему миру. Биологи предлагают относить к подвидам организмы внутри одного вида — генетически совместимые, но имеющие достоверные генетические и морфологические (внешние) отличия.

Биологическое разнообразие по-прежнему будет фиксироваться во всей полноте, при этом «таксономическая инфляция» будет сдерживаться — без появления излишнего числа новых видов. А научные названия подвидов для уникальных популяций, у которых раньше не было четкого статуса, позволит заносить их в Красную книгу и разрабатывать меры по их сохранению.

Ранее Vokrugsveta.ru рассказывал историю почти истребленного жука, названного в честь Адольфа Гитлера.