Одобрена первая в мире вакцина для пчел. Почему это важно для всего человечества?

Без этих насекомых людям придется тяжело

10 января 2023
James Schwabel / Alamy

Министерство сельского хозяйства США выдало лицензию на использование первой в мире вакцины, предназначенной для защиты пчел от опасной неизлечимой болезни — американского гнильца, сообщает The Guardian.

Это очень заразное инфекционное заболевание, вызываемое бактерией Paenibacillus larvae, изначально появилось в Штатах, а затем распространилось по всему миру и стало настоящим бичом для пчеловодов. Бактерия поражает личинки пчел, заставляя их гнить, и в результате погибает вся пчелиная семья.

В некоторых регионах гнильцом поражены до четверти всех пчелиных роев, что заставляет пчеловодов сжигать зараженные колонии, чтобы предотвратить дальнейшее распространение инфекции.

Вакцина делает личинок неуязвимыми для американского гнильца. Это достигается благодаря тому, что в маточное молочко, которым рабочие пчелы кормят свою «королеву», специально добавляются некоторые бактериальные белки. Эти компоненты бактерии накапливаются в яичниках пчелиной матки. В результате развивающиеся и вылупляющиеся личинки получают естественный иммунитет к болезни.

В последние годы сообщения о массовой гибели пчел приходят со всего мира. Ученые связывают этот процесс не только с распространением специфических «пчелиных» инфекций, но и с использованием пестицидов, а также с изменением климата на планете. Пчелы опыляют сельскохозяйственные растения, и вымирание этих насекомых грозит человечеству глобальным продовольственным кризисом.

Вымирание пчел — а если текущие тенденции не изменятся, то это может произойти в течение ближайших ста лет, — приведет к резкому сокращению урожаев и исчезновению из нашего рациона многих продуктов сельского хозяйства.

Ранее ученые нашли удивительное сходство между людьми и пчелами.