Непростой камень: в астероиде Рюгу нашли самое старое твердое вещество в Солнечной системе

Изучение взятых на Рюгу образцов продолжает преподносить астрономам сюрпризы

1 марта 2023
Астероид Рюгу
JAXA

Астероид Рюгу прославился после того, как в июне 2018 года до него долетела японская автоматическая межпланетная станция «Хаябуса-2», собрала образцы грунта и в декабре 2020 года успешно доставила их на Землю. С тем пор специалисты заняты изучением этого уникального материала и время от времени делают удивительные открытия.

Одно из последних таких открытий сделали исследователи из Университета Тохоку (Япония), статья которых опубликована в журнале Nature Communications: в образцах грунта Рюгу были найдены крупицы самого старого твердого вещества Солнечной системы.

Ученые сосредоточились на изучении минеральных вкраплений сферической формы, которые обычно находят в хондритных метеоритах (к ним, кстати, относится и знаменитый Челябинский). Это самый распространенный тип каменных метеоритов, долетающих до поверхности Земли. На этот раз у исследователей была возможность изучить свежий материал, который был получен, когда астероид находился на расстоянии 15 миллионов километров от Земли.

Изотопный анализ минеральных вкраплений в грунте Рюгу, а также анализ их состава подтвердил гипотезу о том, что астероид сформировался гораздо дальше от Земли, чем он находится сейчас, на внешних рубежах Солнечной системы. Мало того, минеральные вкрапления оказались гораздо древнее самого Рюгу.

Когда-то, на ранних этапах формирования Солнечной системы, эти твердые зерна пропутешествовали из ее внутренних регионов на далекие окраины, где в итоге стали частью небесного тела, из которого затем образовался Рюгу.

Как отмечают ученые, это открытие — часть завораживающего процесса, в ходе которого мы все лучше понимаем, как образовалась Солнечная система и зародилась жизнь на Земле.

Ранее астробиологи назвали возраст всей воды на Земле.