Боевые искусства давно стали важной частью мировой культуры. При этом, несмотря на активную популяризацию разных стилей и техник единоборств, с ними до сих пор связано большое количество мифов и заблуждений, распространению которых способствуют некоторые фильмы и компьютерные игры. Vokrugsveta.ru опровергает несколько самых известных мифов о боевых искусствах.
Некоторые боевые искусства намного эффективней всех остальных
Не секрет, что владельцы и тренеры школ боевых искусств, стараясь привлечь клиентов утверждают, что их заведение лучшее, а преподаваемый в нем стиль — самый эффективный. Им вторят поклонники и адепты разных боевых искусств. Одни доказывают, что нет ничего эффективней бокса, другие заявляют о смертельной эффективности карате или какого-то из многочисленных видов борьбы.
К сожалению, в пылу споров все забывают договориться, что следует понимать под термином «эффективность». Ведь каждое единоборство эффективно ровно в тех условиях, для которых оно создавалось. Умелый боксер всегда будет хорош на ринге, а дзюдоист — на татами.
Если же речь идет не о соревнованиях, а о самообороне, то она подразумевает наличие специфических навыков вроде умения защищаться от нескольких нападающих, использовать оружие, подручные предметы, умения учитывать факторы окружающей среды, психологическую подготовку. Опыт в спортивных единоборствах тут будет полезен, но не решит всех проблем. Поэтому понятие «эффективный стиль» весьма относительно.
Как говорил Брюс Ли, «сражаются не стили, а бойцы». Если человек проливает кровь и пот на тренировках, отдает всего себя делу, не боится проверить свои навыки, то его стиль станет эффективным. А вот от «мастеров», обещающих всего за пару тренировок научить эффективно защищать себя в любых условиях, лучше держаться подальше. Скорее всего, это шарлатаны.
Мастера боевых искусств владеют смертоносными ударами, которые могут дать эффект через некоторое время
В боевиках главные герои часто демонстрируют так называемое «прикосновение смерти» или «удар отложенной смерти». Чтобы проделать такой смертельный или обездвиживающий врага прием, нужно, собрав на кончике пальца особую мистическую энергию ки (ци), надавить на определенную точку на теле противника. При этом по желанию мастера получивший такой удар человек погибнет немедленно или умрет в муках через какое-то время.
На кантонском диалекте искусство смертельного касания называется дим-мак, что буквально переводится как «надавить на артерию». Согласно популярной легенде, великий Брюс Ли скончался в 1973 году вследствие подобного удара, который нанес убийца, нанятый китайскими триадами.
Однако современной науке неизвестна энергия ци, при помощи которой можно было бы вывести человека из строя. Да и надавить на «секретные» точки на теле быстро двигающегося оппонента крайне трудно. Так что дим-мак, показанный в кино, несомненно относится к красивым и очень популярным мифам.
Впрочем, сама концепция дим-мак, заключающаяся в точечном воздействии на уязвимые части тела востребована бойцами разных школ и направлений. Удары по болевым точкам, ущемления мышц изучаются в рамках самообороны, ограниченно применяются в полноконтактных поединках. Разумеется, подобные удары чреваты серьезными повреждениями и даже могут быть смертельными, но ничего сверхъестественного в них нет.
Секретная техника бесконтактного боя позволяет одолеть соперника без единого касания
При желании каждый может найти в Сети сотни видеороликов, на которых некие мастера раскидывают десятки человек, даже не касаясь их. Атакующие красиво падают, и беспомощно замирают, будто парализованные. Такие сцены выглядят невероятно эффектно — увидев подобную демонстрацию, некоторые впечатлительные и легковерные люди готовы бежать к гуру бесконтактного боя, чтобы овладеть тайными знаниями.
Но возможно ли с точки зрения науки уронить человека, не дотронувшись до него? Очевидно, что нет. Уже из школьного курса физики известно, что для перемещения объекта необходимо приложить к нему некоторую силу. Никаких доказательств наличия у человека способности генерировать невидимое поле, способное сбить с ног атакующего, ученые пока не обнаружили. Следовательно, чтобы агрессор упал, его необходимо ударить или же схватить, чтобы затем провести бросок.
Эти несложные теоретические рассуждения неоднократно проверяли на практике кикбоксеры, бойцы MMA, а то и просто скептики, бросавшие вызов бесконтактникам. Результат был всегда один — поединок завершался физическим контактом противоборствующих сторон. Правда, иногда сторонники бесконтактных стилей уходили от боя, ссылаясь на запреты и опасность применения тайных техник.
Занятие «мастера бесконтактного боя» с учениками выглядит завораживающе, но настоящий поединок ставит все на свои места (Kifesh Bradda / YouTube)
Как же тогда объяснить чудесные демонстрации мастеров, одним мановением ладони, побеждающих крепких ребят? Все дело в том, что в показательных выступлениях мастеров участвуют ученики, часто искренне верующие в магическую силу своего сэнсэя. Их заставляет падать не энергетика гуру, а сила внушения, вера. На людях, не поддающихся внушению, подобные фокусы не срабатывают.
Ниндзя — мастера рукопашного боя
Кинематограф подарил нам образ беспощадного средневекового японского воина-ниндзя, облаченного во все черное и в совершенстве владеющего боевыми искусствами. Однако настоящие ниндзя не были похожи на экранных героев. Их называли синоби-но-моно (или просто синоби), что в переводе означает «тот, кто прячется». Они занимались шпионажем, диверсиями, были наемными убийцами и лишь в редких случаях вступали в открытое противостояние — прямой бой с врагом означал для синоби провал задания.
Фехтование, искусство боя голыми руками не являлись главными дисциплинами в подготовке ниндзя. Для лазутчиков куда важнее было уметь приготовить яд, подолгу сидеть в воде, лазать по стенам, стрелять из лука, скрытно носить и неожиданно использовать оружие, быстро бегать, ориентироваться на местности.
Естественно, синоби, в отличие от киношных ниндзя, не расхаживали среди бела дня в черных костюмах с капюшонами. Дабы не вызвать подозрений, они одевались и вели себя как обычные крестьяне, рыбаки, торговцы, артисты и монахи.
Карате изобрели бедные крестьяне
Несмотря на обилие публикаций по истории карате, по сей день популярны легенды о том, что его изобрели крестьяне с острова Окинава, стремившиеся дать отпор самураям. Одна из таких легенд гласит, что в XVII веке японцы вторглись на Окинаву, где тогда существовало независимое государство Рюкю, и обложили местное население непосильными налогами. Встретив ожесточенное сопротивление, оккупанты запретили местным жителям иметь оружие. Тогда крестьяне, стремясь противостоять завоевателям, начали усердно тренироваться, пока не превратили сельхозинвентарь и собственные конечности в страшное оружие.
Историческая правда состоит в том, что бедные крестьяне и так не могли иметь оружия, ибо оно стоило очень дорого. Окинавские труженики, не разгибая спины, работали на феодалов, а еще пытались вести собственное хозяйство. У них просто не хватало времени и сил на тренировки и отработку приемов. Кроме того, в документах не сохранилось каких-либо упоминаний о схватках невооруженных окинавцев с самураями.
А вот у зажиточных крестьян, купцов, аристократов были время и деньги, чтобы заниматься воинскими искусствами. Они ездили в Китай, учились там ушу или же перенимали традиции кулачного боя у китайских переселенцев.
Например, первые известные окинавские мастера Сакугава Канга (1786–1867) и его ученик Сокон Мацумура (ок. 1809 — ок. 1899) были, предположительно, выходцами из сельской элиты. Кроме того, Мацумура впоследствии служил чиновником. Мастер Анко Итосу (1831–1915) тоже занимал чиновничий пост.
Гитин Фунакоси (1868-1957), основатель современного карате родился в семье сборщика налогов. Он знакомил японцев с боевыми традициями своей родины, создал стиль сётокан и ввел в обиход термин «карате-до» («путь пустой руки». Таким образом, рассказы о несчастных крестьянах, создавших уникальный стиль самообороны, — не более, чем красивая легенда.