На заре жизни: метеорит Шассиньи перевернул представление о планетах Солнечной системы

«Юные годы» Марса были вовсе не такими, как принято считать в науке о космосе

20 июня 2022
wikimedia.org

Ранее ученые предполагали, что все планеты нашей звездной системы родились из бурлящего облака пыли и газа, а затем увеличились в размерах, поглощая летучие газы из «плаценты»-туманности.

Это происходило около 4,6 миллиарда лет назад. Однако для ученых оставалось непонятным, какие именно элементы участвовали в зарождении планет. Подсказку дал упавший около 200 лет назад на Землю кусочек марсианской скалы — метеорит Шассиньи. Проанализировав состав космического пришельца, ученые смогли воссоздать более точную хронологию рождения Марса.

Ранее считалось, что на первом этапе еще мягкая, не до конца оформившаяся планета активно поглощает летучие газы из солнечной туманности. Они же формируют атмосферу планеты по мере ее «взросления», которое сопровождается охлаждением и застыванием ее магматических океанов.

Позже метеориты поставляют еще больше летучих веществ, врезаясь в юную планету. Затем «подарки из космоса» распадаются на летучие вещества, среди которых есть криптон, и вносят щедрый вклад в строительство ее атмосферы. Таким образом, твердая материя планеты отражает состав солнечной туманности, а атмосфера — состав метеоритов.

Но недавно выяснилось, что изотопы криптона в Шассиньи соответствуют составу хондритовых метеоритов, а не солнечной туманности. Это означает, что астероиды обрушивались на Марс и обогащали его атмосферу задолго до того, как молодое Солнце испарило его туманность. А это противоположно большинству моделей формирования планет.

Поскольку Марс сформировался и затвердел по космическим меркам довольно быстро — примерно за 4 миллиона лет (Земля проделала подобный путь за 100 миллионов лет), то понимание процесса его эволюции дает представление о том, что происходило в Солнечной системе на заре ее становления.

Исследование опубликовано в журнале Science.