На Луне нашли «будильник»: почему он «срабатывает» дважды в сутки?

В необычном явлении разобрались астрофизики

11 сентября 2023
На Луне нашли «будильник»: почему он «срабатывает» дважды в сутки?
Астронавт миссии «Аполлон-17» Харрисон Шмитт рядом с огромным камнем на поверхности Луны.
World History Archive

Извержения вулканов, выбросы газов и мощные лунотрясения происходили на Луне 3,7–2,5 миллиарда лет тому назад. С тех пор спутник Земли стал совершенно инертен с геологической точки зрения. Однако на Луне все же бывают очень небольшие, но регулярные лунотрясения, о чем на Земле узнали благодаря сейсмометрам, установленным на поверхности планеты астронавтами миссий «Аполлон».

Ученые из Калифорнийского технологического института, статья которых опубликована в Journal of Geophysical Research — Planets, решили еще раз проанализировать данные о лунотрясениях с помощью технологий искусственного интеллекта.

Оказалось, что сотрясения поверхности Луны происходят дважды в сутки, всегда в одно и то же время, поэтому ученые назвали их «лунными будильниками».

Отчего Луна вздрагивает

Лунотрясения точно совпадают с положением Солнца на лунном небосводе и связаны с резкими температурными изменениями. Поскольку на Луне нет атмосферы, она не удерживает жар солнечных лучей, и поверхность планеты не нагревается постепенно, как это происходит на Земле.

Поэтому в разгар дня, когда Солнце в зените, температура лунной поверхности может достигать +120 °C, а ночью падать до -133 °C. Такие перепады приводят к тому, что кора планеты быстро растягивается и сжимается, отсюда и эти небольшие сотрясения. Они случаются по утрам, когда Солнце начинает нагревать Луну, и по вечерам, когда поверхность спутника остывает.

Эта информация может иметь большое значение при планировании будущих миссий на Луну, отмечают ученые. Хотя лунотрясения слишком незначительны, чтобы их могли заметить астронавты, их нужно учитывать при разработке оборудования и спускаемых модулей, а также при выборе материалов для строительства базовых лагерей и лунных исследовательских станций.

А вы смогли бы выжить на Луне? Пройдите тест для астронавтов НАСА и выберите самый важный предмет для путешествия на спутник.