Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

На долгую память: что такое цифровой мусор и почему ваши фотографии из путешествий могут нанести вред природе

«Плюшкинизм» в цифровом мире отражается на окружающей среде

3 апреля 2023Обсудить

Возвращаясь из отпуска, мы привозим с собой не только эмоции. Однообразные фотографии достопримечательностей, откровенно неудачные кадры, видеоролики, скриншоты с различной информацией, чеки, иногда штрафы — всё это копится в наших телефонах, почтах и мессенджерах.

Оказывается, такой «цифровой мусор» может влиять на окружающую среду так же негативно, как и обычные бытовые отходы. Почему так происходит и как избежать этой проблемы? Разбираемся вместе с создателями проекта «Цифровой субботник» и его экспертами, включая управляющего партнера компании «Простое дело» инженера-эколога Никиту Литвинова.

На долгую память: что такое цифровой мусор и почему ваши фотографии из путешествий могут нанести вред природе
Источник:
Travel Wild / Alamy via Legion Media

Сегодня даже самый минимальный набор вещей для путешествия вряд ли обойдется без смартфона. Он необходим нам не только как средство связи: мы особенно ценим современные гаджеты за возможность быстро сделать яркие фотографии и снять видео. Даже отправляясь на часовую экскурсию в незнакомый район города, мы делаем множество фотографий на память. Что говорить о дальних поездках: из них мы привозим сотни снимков, большую часть которых даже не сортируем на удачные и неудачные.

В итоге в наших гаджетах и облачных хранилищах копятся сотни дублей, случайных или смазанных кадров. Они переполняют память устройств и, как выяснили исследователи, влияют как на наше ментальное здоровье, так и на окружающую среду.

Как цифровой мусор вредит окружающей среде…

Начнем с вреда природе. Существует такое понятие как «цифровой след» — это совокупность записей обо всех взаимодействиях человека или организации в интернете. Такой след оставляет всё: посещение любого сайта, комментарий на доске объявлений или в блоге, поставленный в соцсети лайк, информация о поисковых запросах и покупках, каждое написанное письмо и сообщение в мессенджерах, а также все те данные (включая персональные), которые собирают и хранят веб-сайты и другие онлайн-сервисы.

Время, проведенное в Сети, никогда не проходит бесследно: наши цифровые следы «отпечатываются» в центрах обработки данных (ЦОД), которые, в свою очередь, оказывают воздействие на окружающую среду. Сейчас на центры обработки и сети передачи данных, приходится 2-3% мирового потребления электроэнергии. Кроме того, в 2020 году ЦОД и сети передачи данных стали источником около 0,6% глобальных выбросов парниковых газов (это эквивалентно примерно 300 Мт выбросов СО2), что может быть сопоставимо с прямым выбросами от всей авиационной отрасли. По некоторым оценкам, к 2030 году ожидается рост этого показателя в 1,4 раза.

На долгую память: что такое цифровой мусор и почему ваши фотографии из путешествий могут нанести вред природе
ЦОД в Китае
Источник:
ChinaImages/Sipa USA via Legion Media

Увеличение выбросов углекислого газа считается одним из главных факторов климатических изменений, включая повышение температуры, уровня мирового океана, изменение погоды и т.д.

…и нашему ментальному здоровью

Переполненная память телефона, флешки или ноутбука — почти всегда стресс: казалось бы, вы только что очищали гаджет, но вновь видите уведомление о нехватке памяти.

На долгую память: что такое цифровой мусор и почему ваши фотографии из путешествий могут нанести вред природе
Источник:
Sean Prior / Alamy via Legion Media

Исследование, проведенное в рамках проекта «Цифровой субботник», показало, что переполненность памяти и связанное с ней замедление работы гаджетов могут негативно влиять на ментальное состояние, вызывать отрицательные эмоции. Самая распространенная среди них — разочарование. Его испытывают 21% опрошенных, когда узнают, что память устройства или облачное хранилище заполнены. Еще 13% грустят, 9% — испытывают гнев и беспомощность, а 7% респондентов испытывают страх.

Интересно, что россиянам тяжелее всего удалять с устройств фотографии родственников и друзей — так ответили 44% опрошенных. На втором месте идут снимки из путешествий или с праздников (35%), а на третьем — видеоролики, снятые во время тех же событий (26%). Судя по этим данным, удалить фотографии близких, сделанные в поездке, — для многих практически невозможно. 

«А вдруг пригодится?»

Психологи связывают нежелание разбираться в своих файлах с понятием «плюшкинизма». В психотерапии давно выявлен «синдром Плюшкина» — патологическое накопительство, которое также называют в честь гоголевского персонажа, а также термином «хоардинг» (от англ. hoard — «копить»). 

На долгую память: что такое цифровой мусор и почему ваши фотографии из путешествий могут нанести вред природе
Источник:
DGLimages / Alamy via Legion Media

До недавнего времени этот диагноз применяли только по отношению к физическому накоплению, но в 2015 году впервые был описан случай цифрового хоардинга: житель Нидерландов каждый день делал две тысячи фотографий, после чего обрабатывал их, но никогда не удалял, так как был уверен, что все они пригодятся ему в будущем. Тогда же была описана симптоматика синдрома в его «цифровом» проявлении: «состояние, когда удаление неиспользуемых файлов и фотографий приводит к тревожности и вызывает чувство незащищенности, в том числе и эмоциональной». 

Описанный случай — крайняя степень проявления «плюшкинизма». Однако в разной степени ощущать тревогу по поводу удаления файлов может каждый из нас.

Клинический психолог, кандидат психологических наук, доцент и эксперт сервиса Zigmund.Online Екатерина Маслова советует поступательно решать проблему. «Важно понять, что побуждает вас создавать цифровые накопление», — говорит психотерапевт и рекомендует задать себе несколько вопросов:

  • Как вы ощущаете факт накопительства — как привычку или как проблему? 

  • Как давно у вас это началось? 

  • Что будет, если вы удалите фотографии?  

  • Что вы чувствуете, удаляя фото? Страх, вину, обиду, стыд, что-то еще, с чем не хочется соприкасаться?

Важно рассмотреть чувства, мысли, телесные реакции, которые сопровождают процесс удаления фотографий, и найти те установки, которые подкрепляют такое поведение. Затем специалист рекомендует сформировать новые поведенческие стратегии, которые обеспечат вам удобство, комфорт и спокойствие. Этот процесс лучше выстраивать в контакте с психологом — так вы сможете лучше понять причину ваших эмоций и эффективнее проработать их.

Что я могу сделать?

По статистике компании VK, 56% россиян когда-либо слышали о цифровом мусоре, но 59% не согласны, что он вредит природе, хотя многие знают, насколько губительным для окружающей среды может быть выброшенный или оставленный в неположенном месте мусор. Увы, стремясь сохранить на память фотографии из отпуска, мы, сами того не подозревая, тоже наносим вред окружающей среде.

На долгую память: что такое цифровой мусор и почему ваши фотографии из путешествий могут нанести вред природе
Источник:
Vinicius Bacarin / Alamy via Legion Media

Чтобы помочь пользователям разгрести цифровой мусор, VK 18 марта провела первый цифровой субботник — социальную кампанию по обучению российских пользователей осознанному отношению к файлам. Эксперты проекты разработали ряд рекомендаций, которые помогут навести порядок в «цифровых кладовках».

  • Удаляйте ненужные  файлы в облаках и гаджетах — первый и самый главный совет. Только представьте: избавившись от 5 ГБ файлов, которые хранились у вас в облаке около года, вы снизите ваш собственный углеродный след в эквиваленте 1 кг СО2, что сопоставимо с выбросами парниковых газов от поездки на машине на дистанцию 4 километра. Чтобы не тратить время на удаление вручную, воспользуйтесь функциями умной сортировки. Такие возможности есть в некоторых почтовых сервисах: они позволяют удалять неудачные кадры, дубли, а еще автоматически распределять по папкам фотографии и видео из разных мест.

  • Старайтесь не делать лишнее. Старая пословица про то, что чисто — не там где убирают, а там, где не сорят, справедлива и по отношению к цифровому пространству. Увидев в путешествии красивый пейзаж, захватывающий вид или просто интересную памятную табличку, подумайте, действительно ли вам нужно делать это фото, чтобы сохранить впечатления? А еще помните, что вам, скорее всего, хватит только одного селфи на фоне достопримечательности, так что не обязательно делать 5-10 однотипных снимков.

  • Храните файлы только в одном месте. В стремлении ничего не потерять мы часто дублируем одну и ту же информацию на разных носителях. Это приводит к «захламлению» устройств и даже невозможности вспомнить, где и что у вас хранится. Возьмите за правило держать все нужное только в одном облаке: так будет проще вам и полезнее окружающей среде.

  • Сдавайте в переработку технику, которой уже не пользуетесь. Все гаджеты и электронные устройства производятся из металлов, пластмассы и стекла. На добычу сырья и последующее производство этих материалов требуется немало электроэнергии. Из 1000 сданных ноутбуков можно извлечь около 16 кг меди, 350 г серебра и даже почти полграмма золота. Переработка устройств сможет сэкономить природные ресурсы и сократить выбросы парниковых газов.

  • Не забудьте отписаться от ненужных рассылок. Мы все хотим получать информацию о скидках на авиабилеты или специальные предложения от отелей. Но вместе с ними мы получаем множество ненужных писем. Откройте почту и подумайте: так ли вам необходима, к примеру, рассылка от очередного интернет-магазина? Взгляните на количество непрочитанных сообщений — некоторых из вас эта цифра может шокировать. Просто откажитесь от рассылок, которые вы не читаете, и отпишитесь от спама. Пара кликов — и цифровая среда станет чище.

Как самостоятельно измерить свой цифровой след

На российском рынке сейчас нет инструмента, который позволил бы оценить свой цифровой след, но сервисы для оценки отдельных его составляющих уже существуют.

Общая методика расчета вашего личного цифрового следа выглядит следующим образом:

1. Составьте список составляющих своей цифровой деятельности — например, в него войдут просмотр веб-страниц, использование социальных сетей, электронной почты, просмотр потокового видео, прослушивание музыки в стриминговых сервисах и т.д.

2. Определите устройства, которые вы используете для своей цифровой деятельности: смартфоны, ноутбуки, планшеты, ПК и т.д.

3. Оцените энергопотребление ваших устройств по формуле:

Потребление энергии (кВт*ч) = Мощность (Ватты) x Время (часы) / 1000

Для оценки энергопотребления ваших устройств можно обратиться к их техническим характеристикам, указанным в документации, или воспользоваться измерителем мощности.

4. Оцените выбросы, связанные с потреблением энергии, по формуле (здесь и далее для расчетов используется единица CO2-эквивалент, применяемая для унификации оценки объемов выбросов разных парниковых газов):

Выбросы (кг CO2e) = Потребление энергии (кВт*ч) x Коэффициент выбросов (кг CO2e/кВт*ч)

Коэффициент выбросов зависит от источника электроэнергии, используемой в вашем регионе. Вы можете найти эту информацию на сайте поставщика электроэнергии или использовать значение среднемирового коэффициента выбросов для электроэнергии из сети — 0,527 кг CO2e/кВт*ч.

5. Оцените выбросы, связанные с вашей деятельностью в Интернете. Ваш цифровой след также включает выбросы, связанные с работой серверов и центров обработки данных, на которых размещены веб-сайты и сервисы, которыми вы пользуетесь. Для этого можно использовать ресурс Website Carbon Calculator.

6. Суммируйте выбросы от вашего устройства и деятельности в Интернете, чтобы получить общий цифровой след.

На долгую память: что такое цифровой мусор и почему ваши фотографии из путешествий могут нанести вред природе
Источник:
Thodonal / Alamy via Legion Media

Эти шаги помогут оценить свой личный цифровой след и получить представление о выбросах парниковых газов, связанных с вашей цифровой деятельностью. Конечно, это приблизительная оценка, и фактические выбросы парниковых газов могут варьироваться в зависимости от различных факторов, таких, как ваше местоположение и конкретные веб-сайты и услуги, которые вы используете. Но все же эта методика позволяет ощутить масштаб вашего личного воздействия на окружающую среду.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения