Трицератопсы в зоопарке — реальность? Можно ли клонировать динозавра, объясняет биолог

Увидеть живого динозавра — мечта многих детей. Суждено ли ей сбыться в обозримом будущем?

15 февраля 2023
Photology1971 / Alamy

Шерстистый мамонт, тасманский тигр, додо — ученые разных стран надеются «воскресить» этих животных уже в ближайшие годы. Вся надежда на клонирование. Например, чтобы получить живую особь додо, генетики объединят его ДНК с ДНК никобарского голубя. Но точной копии додо все равно не получится: это будет нечто среднее между ней и голубем.

А возможно ли клонировать динозавра, но так, чтобы было понятно, что это он? Не то чтобы нам хотелось запустить древних ящеров на городские улицы, но сама эта возможность выглядит любопытно. Что думает об этом современная наука?

По словам биолога Галины Сингиной, пока «восстановление» древних видов — фантастика.

«Слишком много факторов, поэтому клонирование пока не везде можно использовать. Во-первых, для клонирования необходима живая ткань, из которой должны быть получены соматические клетки, — рассказала Галина Сингина в интервью RT. — Но дело не только в ткани. Нужно еще понять, какое животное можно использовать в качестве донора яйцеклеток и в качестве реципиента».

По словам биолога, в этом и заключается основная проблема: когда ученые пытаются клонировать дикое животное, сложно подобрать ту самую промежуточную особь.

Галина Сингина

«Ученые пытаются клонировать мамонта, но ничего не выходит, потому что нет живой ткани — на данный момент клонирование предполагает использование только живых соматических клеток».

«Ногти и волосы — не лучший материал для клонирования. В целом показано, что потенциально для этого можно использовать почти все типы ткани. Но вот родится ли в каждом отдельном случае живое потомство и будет ли оно способно к репродукции — вопрос», — отмечает ученый.

Это касается и динозавров: все, что сейчас находят археологи на раскопках — окаменелости, живых клеток нет. Впрочем, как нет и животного, которое могло бы стать реципиентом для давно вымершей рептилии.

Читайте также, что будет, если клонировать себя.