Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Мода и кино 1940-х: как в США зарождался жанр нуар

От «Мальтийского сокола» и Хамфри Богарта до «Дурной славы» и Ингрид Бергман

23 мая 2022

40-е годы для киноиндустрии, как и для всего мира, выдались не самыми простыми. Планета была охвачена войной, настроения в обществе витали далеко не радужные. В результате чего в США зарождается кинематографический жанр «нуар» (от французского noir — черный), основывающийся на криминальных драмах 1940 — 1950-х годов с преобладающей атмосферой пессимизма, недоверия, разочарования и цинизма.

Мода и кино 1940-х: как в США зарождался жанр нуар
Сцена из фильма «Мальтийский сокол» («The Maltese Falcon», реж. Джон Хьюстон, 1941)
Источник:
Public domain

В 1941 году на американские экраны выходит картина «Мальтийский сокол» — экранизация знаменитого детектива о частном сыщике Сэме Спейде. Именно этот фильм принято считать отправной точкой нуара. «Черная» стилистика картины, а также ее режиссерские и операторские приемы были быстро подхвачены другими кинематографистами и вылились в новый самостоятельный жанр. Частный детектив, загадочное убийство, роковая женщина — все эти теперь уже неотъемлемые элементы нуара впервые возникли именно в «Мальтийском соколе».

Мода и кино 1940-х: как в США зарождался жанр нуар
Хамфри Богарт (Humphrey Bogart), 1940
Источник:
Public domain

Дебютная работа режиссера Джона Хьюстона также сделала большой звездой актера Хамфри Богарта, маскулинная харизма которого вошла в историю на многие десятилетия вперед. Жесткий, местами циничный герой в бежевом тренче и фетровой шляпе в исполнении Богарта зародил в «Мальтийском соколе» каноничный образ частного детектива. А благодаря картине «Касабланка» (1942), где актер также появляется в тренче и шляпе, образ окончательно закрепился в кинематографе в целом и за Хамфри Богартом в частности, и в дальнейшем начал многократно воспроизводиться и тиражироваться в массовой культуре.

В истории с популяризацией образа немаловажную роль сыграл также американский кинотеатр Brattle Theatre, запустив в конце 50-x годов традицию демонстрировать фильмы с участием Богарта в течение недели выпускных экзаменов в Гарвардском университете. Поклонники актера нередко приходили на сеансы в каноничных костюмах богартовских героев и слово в слово цитировали реплики. Так в послевоенной Америке появился «культ Боги».

Впоследствии классический образ Богарта еще не раз использовался в массовой культуре, будь то утрированные нуарные комиксы «Город грехов» и «Хранители» и их последующие экранизации (2005, 2009). Или комичные частные детективы, как, например, персонаж Эдди Валиант в картине «Кто подставил Кролика Роджера» (1988).

Мода и кино 1940-х: как в США зарождался жанр нуар
Постер фильма «Берегись автомобиля» (реж. Эльдар Рязанов, 1966)
Источник:
Public domain

В начальных кадрах «Берегись автомобиля» (1966) Иннокентий Смоктуновский копирует не только образ, но походку и пластику Богарта.

Точно так же Жан-Поль Бельмондо в «На последнем дыхании» (1960) повторяет жесты Богарта, да и вовсе признается в любви к нему, а сама картина изобилует отсылками к фильмам нуар.

В 2007 году фотограф Энни Лейбовитц сделала для журнала Vanity Fair фотосессию в стиле фильмов нуар с многочисленными отсылками, в том числе к образу Хамфри Богарта.

А в финале показа коллекции Dior весна-лето 2010 Джон Гальяно вышел на подиум в образе все того же «Боги». В 1997 году журнал Entertainment Weekly назвал Богарта легендой номер один в истории кино.

Мода и кино 1940-х: как в США зарождался жанр нуар
Рита Хэйворт (Rita Hayworth), 1940
Источник:
Public domain

В конце 40-х в моду вошло длинное платье-бюстье и стало синонимом раскрепощенности и сексуальности. Произошло это благодаря актрисе Рите Хэйворт и художнику по костюмам Жану Луи, создавшему для Хэйворт строгое черное платье с открытыми плечами и длинными перчатками.

По слухам, на разработку гардероба актрисы для картины «Гильда» (1946) киностудия Columbia Pictures выделила 60 тысяч долларов и не прогадала. Сцена, где Хэйворт исполняет «Put the Blame on Mame», медленно снимая перчатки, стала одной из самых знаковых в истории кинематографа.

Примечательно, что, создавая платье, Жан Луи вдохновлялся картиной Джона Сарджента «Портрет мадам Икс» с изображением парижской светской львицы конца ХIX века Виржини Готро.

В свое время картина наделала много шума из-за чересчур откровенного наряда. Похожей участи не избежала и Гильда из одноименного фильма, что было голливудским продюсерам, да и самой Рите Хэйворт, лишь на пользу.

После успеха картины Хэйворт приобрела статус идеальной пин-ап модели, а ее изображения широко распространились в поп-культуре. Так, в повести Стивена Кинга «Рита Хейворт и спасение из Шоушенка» заключенный, решившийся на побег, прикрывает дыру в стене плакатом с ее портретом.

В 2014 году черное платье-бюстье ушло c аукциона за 161 тысячу долларов, а издание Independent назвало ту самую сцену в этом платье «одним из десяти ярчайших модных эпизодов в кино». На основе этого образа Риты Хейворт в 1988 году была создана самая сексапильная мультяшка в истории кинематографа — Джессика Рэббит.

Рита Хейворт в роли Гильды («Gilda», реж. Чарльз Видор, 1946)

Сцена из фильма «Гильда» («Gilda», реж. Чарльз Видор, 1946): Джонни Фаррелл и Гильда (Рита Хейворт)

Сцена из фильма «Гильда» («Gilda», реж. Чарльз Видор, 1946)

Рита Хейворт в роли Гильды («Gilda», реж. Чарльз Видор, 1946)

1 из 5

Рита Хейворт в роли Гильды («Gilda», реж. Чарльз Видор, 1946)

Источник:
Public domain

При этом сама Хейворт признавалась, что была довольно далека от своего сексуального экранного образа. Рассуждая о своей скромности и даже местами закомплексованности в жизни, актриса сетовала: «Мужчины отправляются в постель с Гильдой, а наутро просыпаются со мной».

Несмотря на подобное различие экранного и фактического образов, год спустя после экранизации «Гильды» Хейворт снова снялась в образе женщины-вамп. «Леди из Шанхая» (1947) — знаменитый детектив Орсона Уэллса, признанная вершина фильмов нуар. При этом картина является довольно нетипичным представителем своего жанра: классический для нуара проливной дождь сменяется здесь палящим солнцем, а к детективной линии местами примешивается ирония и черный юмор.

Роль безработного добродушного моряка сыграл сам Орсон Уэллс, всегда появляющийся в своих картинах. А на главную роль режиссер пригласил собственную жену — Риту Хейворт. Подобный ход пришелся по душе продюсерам студии Columbia Pictures, так как обещал привлечение зрителей за счет растиражированного образа рыжей бестии из предыдущего фильма Хейворт.

Чтобы повторить коммерческий успех все той же «Гильды», на должность художника по костюмам пригласили создателя знаменитого черного платья — Жана Луи. Уэллс решил пойти еще дальше и на манер Говарда Хьюза перекрасил свою главную героиню в платиновую блондинку. Такой эффектной Хейворт еще не видел никто.

Несмотря на все старания режиссера и его музы, чересчур экспериментальный нуар не впечатлил ни критиков, ни зрителей.

Продюсеры обвинили Уэллса в том, что его нестандартные визуальные решения и операторские изыски отвлекают зрителей от сюжета, и настояли на перемонтаже картины и удалении из фильма больше часа экранного времени. От порезанной картины отвернулись, в свою очередь, уже зрители, так как фильм получился слишком скомканным и непонятным.

В итоге в таком виде «Леди из Шанхая» провалилась в прокате, а Орсон Уэллс попал в «черный список» Голливуда. Прошло более двадцати лет, прежде чем фильм был признан одним из лучших примеров голливудского нуара, а кульминационная сцена с перестрелкой в зеркальной комнате — одной из самых эффектных сцен мирового кинематографа.

Влияние картины до сих пор велико не только в кинематографе, но и в моде: закрытые купальники, брючные костюмы свободного кроя и летние платья в горох по сей день актуальны.

Мода и кино 1940-х: как в США зарождался жанр нуар
Ингрид Бергман (Ingrid Bergman), 1944
Источник:
Public domain

Полной противоположностью Риты Хейворт, да и всех кинодив золотой эры Голливуда стала шведка Ингрид Бергман.

Говорят, первое, что знаменитый и самый влиятельный на тот момент голливудский продюсер Дэвид Селзник попытался сделать с Бергман, когда она приехала в Америку, это изменить в ней буквально все.

Улучшить все, что только можно улучшить, — придать лоска, укутать в бриллианты и меха. Но Бергман была решительно против.

После долгих, ни к чему не приведших споров Сезник уступил: «Хорошо, оставайся, как есть, ты будешь первой естественной звездой».

Подобных прецедентов в Голливуде еще не было. Основой стиля актрисы была аккуратность и категорическая нелюбовь к украшательству в любом виде — от вышивки, пайеток и богатой драпировки до ювелирных украшений.

Сценические образы для Бергман чаще всего разрабатывал именитый художник по костюмам Warner Brothers Орри-Келли, получивший в разное время за свои работы три премии «Оскар» — за «Американца в Париже» (1951), «Герлз» (1957) и «В джазе только девушки» (1959).

Но статус знаменитого голливудского дизайнера ему принесла все же «Касабланка» (1942). Действие картины разворачивается во время Второй мировой войны, и героине Бергман благодаря Орри-Келли удается найти баланс в нарядах между шиком и сдержанностью.

Мода и кино 1940-х: как в США зарождался жанр нуар
Актеры Хамфри Богарт и Ингрид Бергман в кадре из фильма «Касабланка» («Casablanca», реж. М. Кертис, 1942)
Источник:
из книги Анны Баштовой «Мода и кино: 100 лет вместе»

Экранные образы актрисы довольно быстро подхватили посетительницы кинотеатров, особенно те, кто не мог позволить себе наряды классических гламурных кинодив, — а вот сдержанный гардероб Бергман был вполне доступен.

Таким образом, практически любая зрительница могла теперь без лишней скромности сказать: «Я одеваюсь, как знаменитая актриса».

В 1946 году картина Хичкока «Дурная слава» лишь упрочила эту моду на сдержанность среди зрительниц, а также окончательно утвердила Бергман в статусе иконы стиля. Над этой картиной Хичкок впервые работал с легендарной голливудской художницей по костюмам Эдит Хэд и сразу заявил ей, что наряды должны быть созданы «под Бергман»:

«Многие женщины нуждаются в гламурных аксессуарах, украшениях, перьях, мехах, но мисс Бергман другая, она ненавидит все это, зато потрясающе выглядит в самых простых вещах — блузе или рубашке, даже халате. В одежде ее героини должны быть всего две вещи: простота и отменный крой — и никаких орнаментов! Элегантность в высшем смысле этого слова».

В фильме Ингрид Бергман носит в основном одежду графичных черно-белых цветов: «На черно-белой пленке глаз сразу привлекает резкий контраст черного и белого, поскольку другие цвета становятся различными оттенками серого», — говорила Эдит Хэд.

Художница также писала в своей книге «The Dress Doctor» (1959):

«В „Дурной славе“ меня призвали к высокому стилю, но Ингрид… преображает вещи, которые она носит… Бергман идут более простые линии, и чем меньше орнамента, тем лучше».

Это был первый и единственный раз, когда костюмы Хэд были настолько лаконичны.

Фильмы и сериалы со стилистикой 40–х годов XX века:

  • «Рэтчед»

  • «Клуб любителей книг и пирогов из картофельных очистков»

  • «Английский пациент»

  • «Бесславные ублюдки»

  • «Запретная любовь»

  • «Крестный отец»

  • «Кролик Джоджо»

  • «Искупление»

  • «Трамбо»

  • «Манк»

Отрывок из книги Анны Баштовой «Мода и кино: 100 лет вместе. Как фильмы формируют тренды». М.: Издательство АСТ, 2022.

Мода и кино 1940-х: как в США зарождался жанр нуар

Читайте книгу целиком

Узнать цену

В книге вы узнаете о том, как повлияли друг на друга такие масштабные сферы деятельности как мода и кино, как появлялись fashion-тренды, как массово распространялись новомодные течения с экранов на обывателей и кинолюбителей, как вдохновлялись на потрясающие коллекции великие Дома мод, как продвигали себя и свою продукцию ювелирные бренды.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения