Миссия «пылесборник»: аппарат Mars InSight выполняет последнее задание

Посадочный модуль еще послужит науке

29 мая 2024Обсудить

Stocktrek Images, Inc via Legion Media

Пылиться на Красной планете посреди равнины Элизий — тоже работа. Похоже, теперь это последняя миссия космического зонда InSight, который проработал на Марсе более четырех лет, прежде чем перестал выходить на связь. С декабря 2022 года «мертвый» аппарат продолжает медленно покрываться красной пылью, однако теперь этим очень довольны сотрудники Лунно-планетарной лаборатории Аризонского университета. Их космическая камера HiRISE, установленная на Марсианском разведывательном спутнике (MRO), успешно отслеживает по зонду InSight пылевые процессы на Марсе.

Марсианское реалити-шоу

HiRISE — самый большой телескоп, отправленный в глубокий космос, разрабатывался для съемки Марса в высоком разрешении. Камера была закреплена на борту межпланетной станции Mars Reconnaissance Orbiter, MRO (Марсианский разведывательный спутник) и вместе с ней выведена на орбиту Красной планеты. С высоты около 300 километров над поверхностью HiRISE может рассмотреть объекты и детали размером от 30 сантиметров.

Кроме кратеров и других особенностей поверхности, камера следит за всеми марсоходами и помогает найти подходящие места для посадки будущих миссий. Все годы службы InSight на Марсе HiRISE также снимала и его. По этим изображениям можно проследить, как зонд выглядел вскоре после посадки в ноябре-декабре 2018 года и как он постепенно покрывался пылью, которая мешала ему работать.

Хотя ученые миссии находили разные способы стряхнуть с него пыль, в конечном счете она все равно победила. На снимках конца 2022 года, когда аппарат перестал выходить на связь, видно, что его солнечные панели покрыты плотным слоем марсианской пыли, что не позволяет им вырабатывать энергию.

Что сделал InSight для космической науки

Исследовательский посадочный аппарат с сейсмографом InSight прибыл на Марс в ноябре 2018 года и проработал вдвое дольше своего расчетного срока, до декабря 2022 года. За это время он собрал множество уникальных данных о Марсе в ходе сейсмических исследований, изучения геодезии и переноса тепла на планете. В том числе InSight получил информацию о внутреннем строении Марса и его климате, зафиксировал 1319 марсотрясений, причем различал события, исходящие из недр планеты, и вызванные столкновениями с метеоритами.

После «официального прощания» с InSight ученые решили использовать его как удобный объект для наблюдений. На посадочном модуле очень наглядно видно, как быстро не только аппаратура, но ее окружающая среда, на Марсе покрывается пылью.

NASA/piemags via Legiom Media

«Мы берем эти последующие изображения InSight, чтобы оценить, насколько быстро здесь скапливается пыль. Это помогает ученым определить, насколько молодыми могут быть и другие поверхностные возмущения, такие, как свежие ударные кратеры», — пишут разработчики HiRISE.

Теперь InSight послужит проекту по отслеживанию на Красной планете так называемых эоловых процессов, названных по имени греческого бога ветра — Эола.

Почему важно изучать марсианский ветер

По словам исследователей, активность ветра является основной силой, которая значительно меняет внешний облик поверхности Марса. Ничто не действует так разрушительно — ни вода, воздействие которой минимально, ни вулканы, ни ударные кратеры, которые относительно редко появляются. Пыль же непрестанно переносится ветрами и формирует отложения. В том числе в результате пыльных бурь, которые можно разглядеть даже с Земли. Но в наземные телескопы невозможно увидеть все их последствия.

Ранее в НАСА нашли новое применение поломанному марсианскому вертолету Ingenuity.