Ядро Марса — какое оно? Об этом впервые узнали благодаря марсотрясениям

Астрофизики расшифровали несколько сейсмограмм

26 апреля 2023
Ядро Марса — какое оно? Об этом впервые узнали благодаря марсотрясениям
NASA / JPL-Caltech / University of Maryland

Международная команда геофизической миссии НАСА InSight на Марсе впервые обнаружила и проанализировала сейсмические волны, проходящие через ядро Красной планеты. Данные собрал посадочный аппарат с сейсмометром во время двух мощнейших марсотрясений, которые произошли на обратной от него стороне планеты. Они позволили выяснить точный состав жидкого ядра Марса.

В декабре прошлого года аппарат InSight закончил свою работу на Марсе, но собранную им информацию, как говорит команда миссии, будет анализировать еще десятилетия. Одно из первых громких открытий, сделанных благодаря этому массиву данных, связано с марсотрясениями, которые произошли еще в 2021 году. Они были настолько сильными, что сейсмические волны прошли в глубины планеты и через ее ядро.

Предыдущие исследования основывались лишь на отражении сейсмических волн от внешней границы ядра, поэтому выводы были менее точными. Теперь ученые смогли составить модели, используя время прохождения волн через ядро.

«Мы смогли ограничить свойства ядра и построить первые модели упругих свойств всей планеты. Наши результаты согласуются с данными о ядре, богатом серой, с меньшими долями кислорода, углерода и водорода», — говорится в исследовании, опубликованном в журнале PNAS.

Также исследователи обнаружили, что жидкое железное ядро Марса меньше и плотнее, чем считали до сих пор. Это первые результаты, полученные после прямых наблюдений за ядром другой планеты. Это стало возможным благодаря стечению нескольких обстоятельств.

1. Сейсмические события произошли на противоположной дальней стороне планеты от посадочного модуля, обычно их сложнее обнаружить, так как бо́льшая часть энергии теряется, пока дойдет до сейсмометра. Но толчки были одними из самых сильных за время наблюдений, а чем дальше их источник от InSight, тем глубже волны успевают проникнуть в планету прежде, чем аппарат их зафиксирует.

2. Один из толчков был спровоцирован столкновением с метеороидом, что позволило точно определить место удара.

3. На момент марсотрясений миссия находилась на планете уже около двух лет — ученые набили руку в работе с модулем, чтобы суметь прочитать сложные сейсмограммы из «теневой зоны».

Уточнение состава и количества элементов в марсианском ядре важно не только для изучения Красной планеты, говорят специалисты. Это поможет понять, как формировались все скалистые миры Солнечной системы, в том числе Земля и Луна.