Крадут из «яслей»: как звезды-гиганты присваивают себе планеты размером с Юпитер

Не можешь вырастить свою планету — укради чужую

9 сентября 2022
Elen / Alamy

Астрономы из Шеффилдского университета (Великобритания) с помощью моделирования показали, как крупнейшие звезды решают вопрос появления у них собственных планет. Их радиация не дает возникать суперпланетам, подобным Юпитеру. Тогда они просто устраивают небольшой космический грабеж — забирают уже «готовые» планеты из «звездных яслей». Или «угоняют» те, которые оказались далеко от родительской звезды.

Исследовательский проект BEAST (B-star Exoplanet Abundance STudy) изучает экзопланеты — то есть те, которые находятся за пределами Солнечной системы.

Недавно команда обнаружила как минимум две юпитероподобные планеты, которые вращаются вокруг одной из массивных звезд втрое тяжелее Солнца. Теоретически вокруг подобных звезд могут образовываться планеты, но трудно представить, что рядом вырастут такие газовые гиганты, как Юпитер или Сатурн.

Для них среда очень враждебна: массивные звезды излучают такое количество радиации, что не позволяют планетам дойти до размеров Юпитера, испаряя их еще до того, как они закончат формироваться.

Ученые предположили, что эти планеты могли быть фактически взяты из другой системы, то есть попросту говоря, украдены. Чтобы продемонстрировать, как это может происходить, специалисты использовали компьютерное моделирование.

Оно показало варианты, когда планета может быть «заимствована» из так называемых звездных яслей — так образно называют молекулярные облака, где растут новые звезды и формируются системы. Либо это планеты, которые оказались слишком далеко от родительской звезды. Их и присваивают массивные звезды.

доктор Эмма Дафферн-Пауэлл

«Мы знаем, что массивные звезды имеют бо́льшее влияние на эти „ясли“, чем солнцеподобные звезды. И эти крупные звезды могут красть планеты у других звезд или захватывать то, что мы называем „свободно плавающими“ планетами. По сути, это планетарное ограбление».

Компьютерное моделирование также показало, что кража или захват происходит в среднем раз за первые 10 миллионов лет эволюции области звездообразования. Причем «убежавшие от родителей» в свободное плавание планеты присваиваются чаще.

Теория, по словам авторов, подтверждает еще одно предположение: планеты на слишком удаленных орбитах — больше 100 астрономических единиц — могут не вращаться вокруг своей родной звезды.