Кормите своих микробов: ученые придумали диету для людей в стрессе

Кишечник и мозг связаны сильнее, чем считалось раньше

3 ноября 2022
Кормите своих микробов: ученые придумали диету для людей в стрессе
Комбуча — модный ферментированный напиток на основе чайного гриба
Olga Ilina / Alamy

О том, что кишечник влияет на работу всего нашего организма, в том числе, на мозговую деятельность, говорят все чаще. Известно, что две системы — центральная нервная и пищеварительная — тесно связаны друг с другом, в том числе и в эмоциональном плане. И еще одно подтверждение этому нашли ученые из Коркского университета (Ирландия).

Нутрициолог Кирстен Бердинг Гарольд и ее коллеги обратили внимание, что многие ученые связывают рацион питания с психическим здоровьем, хотя пока что и не понимают до конца суть биологических механизмов, поддерживающих эту связь. Ранее они уже выяснили: реакция на стресс зависит от кишечного микробиома. А теперь решили проверить, если изменить принципы питания, повлияет ли это на психику человека.

Для этого они провели эксперимент, участников которого разделили на две группы. Первой группе просто объяснили принципы здорового питания. Для второй же разработали специальную психобиотическую диету, состоящую из пребиотиков (а это прежде всего клетчатка) и продуктов, прошедших процесс ферментации.

Кормите своих микробов: ученые придумали диету для людей в стрессе
Квашеная капуста — один из самых популярных ферментированных продуктов.
HERA FOOD / Alamy

Вот что они ели:

• по 6-8 раз в день — овощи и фрукты, богатые пребиотической клетчаткой (капуста, лук-порей, яблоки, бананы, овес);

• 5-8 раз в день — цельнозерновые продукты;

• 2-3 раза в день — ферментированная еда (квашеная капуста, кефир, комбуча);

• 3-4 раза в неделю — бобовые.

Так участники эксперимента из второй группы питались месяц. В составе микробиома глобальных изменений за это время не произошло. Но при этом у химических веществ, вырабатываемых кишечными бактериями значительно изменился состав. А еще те, кто был во второй группе, стали лучше спать и испытывать меньше стресса.

Кирстен Бердинг Гарольд

«Чем строже участники придерживались психобиотической диеты, тем заметнее были улучшения».

Конечно, исследования надо продолжать, но ученые сделали вывод: с помощью диеты можно даже снизить риск некоторых распространенных кишечных расстройств. А кефир и квашеная капуста, пусть не сразу, но помогут восстановить душевное равновесие.