Кофе возрастом более полумиллиона лет: как появился популярный сорт арабика

Родиной дикого кофе принято считать Эфиопию

21 апреля 2024
Кофе возрастом более полумиллиона лет: как появился популярный сорт арабика

Freepik

Используя гены кофейных растений по всему миру, исследователи построили генеалогическое древо самого популярного в мире сорта кофе, известного ученым как Coffea arabica или просто «арабика».

Исследователи, которые хотели узнать больше о растении, чтобы защитить его от вредителей и изменения климата, обнаружили, что этот вид появился около 600 000 лет назад в результате естественного скрещивания двух других видов кофе. Другими словами, сорт «арабика» появился без вмешательства со стороны человека.

Чтобы собрать воедино прошлое сорта арабика, исследователи изучили геномы более 30 различных растений арабики, включая образец 1700-х годов, любезно предоставленный Музеем естественной истории в Лондоне.

Популяция растения арабика колебалась на протяжении тысячелетий, прежде чем люди начали его культивировать. Сегодня это делает растения арабики более уязвимыми, например, ко ржавчине листьев, что ежегодно приносит убытки в миллиарды долларов. Исследователи изучили состав одного сорта арабики, устойчивого к ржавчине листьев кофе, и выделили участки его генетического кода, которые могут помочь защитить растение.

Дикий кофе появился в Эфиопии, но считается, что впервые его начали обжаривать и варить в основном в Йемене, ориентировочно с 1400-х годов. Согласно легенде, в 1600-х годах индийский монах Баба Будан контрабандой провез семь сырых кофейных зерен на свою родину из Йемена, это, по мнению некоторых, и послужило причиной глобального распространения кофе.

Сорт арабика, который так ценят за мягкий и относительно сладкий вкус, в настоящее время занимает порядка 60–70% мирового рынка. Остальное — робуста, более крепкий и горький кофе, приготовленный из одного из родителей арабики — Coffea canephora.

Чем опасна зависимость от кофе, читайте в этой публикации Vokrugsveta.ru.