Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Исчезающий вид транспорта: 10 узкоколейных железных дорог России, по которым могут прокатиться туристы

Часть из них в скором времени может прекратить свое существование, а одну, наоборот, планируют восстановить

3 августа 20251
Исчезающий вид транспорта: 10 узкоколейных железных дорог России, по которым могут прокатиться туристы | Источник: Artic_photo via Shutterstock/Fotodom.ru
Источник:

Artic_photo via Shutterstock/Fotodom.ru

Узкоколейными называют железные дороги, ширина которых меньше стандартной. Впервые такие железнодорожные пути в России появились в XIX веке, а настоящий расцвет узкоколеек пришелся на советский период. Узкоколейные железные дороги (УЖД) в СССР активно строили из-за их более низкой стоимости, а также из-за возможности прокладки таких путей в сложных условиях: в тайге, через болота или в горах.

В наши дни некоторые сохранившиеся узкоколейки используются для грузовых и пассажирских перевозок, а другие стали полностью туристическими объектами. Vokrugsveta.ru составил подборку интересных российских узкоколейных дорог, по которым сегодня могут прокатиться туристы.

Архангельская область

Кудемская узкоколейка

Источник: Sergey Yakovlev via Legion Media
Источник:

Sergey Yakovlev via Legion Media

Эта УЖД, построенная в конце 1940-х годов, использовалась для вывоза леса. Когда-то ее протяженность превышала 100 километров, но сейчас в эксплуатации находится лишь участок длиной 35 километров, соединяющий Северодвинск с поселком Белое Озеро.

В настоящее время Кудемская узкоколейка используется для регулярных перевозок пассажиров и грузов. Также в летние месяцы по ней можно совершить организованную экскурсию. Такие поездки пользуются популярностью, ведь в 2010 году российская редакция журнала Forbes включила Кудемскую УЖД в список самых живописных железнодорожных маршрутов мира.

Источник: Leg29, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons
Источник: Leg29, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons
Источник: Leg29, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Авнюгская узкоколейка

Источник: Алексей Калинин / YouTube
Источник:

Алексей Калинин / YouTube

Еще одна узкоколейка Архангельской области, которую построили для транспортировки леса, связывает с большой землей поселок Поперечка Верхнетоемского муниципального округа. 30-километровая УЖД проложена по тайге из поселка Авнюгский.

Немногочисленных туристов, добирающихся в эти места, ждут суровая северная природа, деревянная архитектура и возможность проехать по узкоколейке: дважды в неделю по ней курсирует тепловоз, который тянет за собой яркий вагончик, разрисованный местными детьми. В конце 2023 года движение по ней приостановили, но затем Авнюгская узкоколейка возобновила работу.

Источник: Алексей Калинин / YouTube
Источник: Алексей Калинин / YouTube
Источник: Алексей Калинин / YouTube

Липаковская узкоколейка

Источник: Курбель и Курвиметр / YouTube
Источник:

Курбель и Курвиметр / YouTube

Эта 33-километровая УЖД находится в Плесецком районе Архангельской области. Три раза в неделю по ней из поселка Липаково, стоящего на реке Онеге, ездит поезд до поселков Лужма и Сеза, затерянных в лесной глуши.

Узкоколейный путь проложен по тайге. Поездка по Липаковской УЖД заинтересует тех, кто хочет оторваться от цивилизации и ненадолго почувствовать себя на самом краю земли. Сюда стоит поторопиться — немногочисленных жителей Лужмы и Сезы планируется расселить, после чего Липаковскую узкоколейку закроют.

Источник: Курбель и Курвиметр / YouTube
Источник: Курбель и Курвиметр / YouTube
Источник: Курбель и Курвиметр / YouTube

Краснодарский край

Апшеронская узкоколейка

Источник: Artem Svetlov from Moscow, Russia, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons
Источник:

Artem Svetlov from Moscow, Russia, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

В 1927 году в Апшеронском районе Краснодарского края началось строительство железнодорожной линии для транспортировки леса на Западном Кавказе. Частично сохранившаяся узкоколейка до сих пор имеет практическое значение — по ней доставляют продукты в отдаленные поселки.

С 2018 года по Апшеронской УЖД начали курсировать туристические поезда. Отправиться на одну из предлагаемых организаторами экскурсий по узкоколейке можно круглый год из села Черниговское.

Источник: Alexander Novikov, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons
Источник: Alexander Novikov, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons
Источник: Alexander Novikov, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Гуамская узкоколейка

Источник: Artic_photo via Shutterstock/Fotodom.ru
Источник:

Artic_photo via Shutterstock/Fotodom.ru

Узкоколейная дорога, проложенная по Гуамскому ущелью, прежде входила в состав Апшеронской УЖД, но после того как часть путей была разобрана, превратилась в самостоятельную узкоколейку. Уже несколько лет здесь, от хутора Гуамка до урочища Монахово, курсируют исключительно туристические поезда. От конечной станции путешественники могут пешком дойти до села Мезмай.

Источник: Locomotive74 via Shutterstock/Fotodom.ru
Источник: Artic_photo via Shutterstock/Fotodom.ru
Источник: Alexander Novikov, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Свердловская область

Алапаевская узкоколейка

Источник: Svetlov Artem, CC0, via Wikimedia Commons
Источник:

Svetlov Artem, CC0, via Wikimedia Commons

Алапаевская железная дорога носит почетное звание самой длинной узкоколейки в стране и одной из самых протяженных в мире: в 1960-х ее длина достигала 660 километров. Сегодня в эксплуатации находится 177-километровый участок этой УЖД, соединяющий город Алапаевск с поселком Калач.

В 1898 году здесь прошел первый поезд, и до сих пор Алапаевская узкоколейка активно используется для обеспечения жизнедеятельности нескольких поселков. А еще сюда приезжает множество туристов, чтобы посетить местный музей и прокатиться по экскурсионному маршруту от Алапаевска до поселка Верхняя Синячиха.

Источник: Svetlov Artem, CC0, via Wikimedia Commons
Источник: ArtEvent ET Shutterstock/Fotodom.ru
Источник: Svetlov Artem, CC0, via Wikimedia Commons

Висимо-Уткинская узкоколейка

Эта узкоколейка, построенная в конце XIX века купцами Демидовыми, связывала город Нижний Тагил с поселком Висимо-Уткинск и использовалась для транспортировки продукции горных заводов через Уральские горы.

Бывший мост через реку Межевая Утка на Висимо-Уткинской УЖД | Источник: Pavel Belous / YouTube

Бывший мост через реку Межевая Утка на Висимо-Уткинской УЖД

Источник:

Pavel Belous / YouTube

В 2007 году 54-километровая на тот момент Висимо-Уткинская УЖД была закрыта, а вскоре ее полностью разобрали — сегодня от бывшей УЖД сохранилась только насыпь, по которой можно частично проехать на велосипеде. Однако мы решили включить ее в наш список, ведь уже несколько лет местные власти рассматривают возможность восстановления этой узкоколейки и включения ее в туристическую инфраструктуру региона. Впрочем, пока что перспективы этого проекта остаются туманными.

Источник: Pavel Belous / YouTube
Источник:

Pavel Belous / YouTube

Новгородская область

Тёсовская узкоколейка

Источник: Svetlov Artem, CC0, via Wikimedia Commons
Источник:

Svetlov Artem, CC0, via Wikimedia Commons

Активное строительство сети узкоколейных железных дорог в Новгородской области началось в 1930-х годах в связи с необходимостью обеспечить транспортировку добывавшегося здесь торфа.

К началу XXI века большинство местных торфопредприятий прекратили свое существование, а узкоколейки был разобраны и заброшены. Однако до наших дней сохранился участок Тёсовской УЖД протяженностью несколько километров. Проехать по нему можно во время экскурсии по созданному стараниями энтузиастов музею Тёсовской узкоколейной железной дороги, который находится в поселке Тёсово-Нетыльский.

Источник: Anton Malyshev, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons
Источник: Svetlov Artem, CC0, via Wikimedia Commons
Источник: Svetlov Artem, CC0, via Wikimedia Commons

Кировская область

Каринская узкоколейка

Источник: Artem Svetlov, CC BY 4.0, via Wikimedia Commons
Источник:

Artem Svetlov, CC BY 4.0, via Wikimedia Commons

Каринская узкоколейка была построена в 1942 году и использовалась для перевозки добываемого в Кировской области торфа. Позднее по ней запустили пассажирское движение. В 1990-х значительная часть путей Каринской УЖД была демонтирована.

Сегодня на этой узкоколейке действует 11-километровый участок, связывающий основную часть города Кирово-Чепецк с входящим в его состав поселком Каринторф. По УЖД ежедневно ходит пассажирский поезд, а подлинной жемчужиной дороги является 300-метровый мост через реку Чепца. Интерес для туристов также представляет работающий в Каринторфе музей узкоколейной железной дороги, в котором можно узнать много интересного о ее истории и современности.

Источник: GavrikProTravels / YouTube
Источник: Уйду в лес / YouTube
Источник: Уйду в лес / YouTube

Ярославская область

Узкоколейка Переславского железнодорожного музея

Источник: Shevchenko Andrey via Shutterstock/Fotodom.ru
Источник:

Shevchenko Andrey via Shutterstock/Fotodom.ru

Действовавшая 15 лет частная Переславская УЖД, которая связывала город Переславль-Залесский с селами Купанское и Кубринск, а также использовалась для экскурсий, была закрыта в 2004 году. Однако сегодня у туристов есть возможность совершить мини-путешествие по километровому участку бывшей УЖД на ручной дрезине. Сделать это можно в поселке Талицы, где работает частный железнодорожный музей «Кукушка».

Комментарии1
под именем
  • Прекрасный обзор.
РЕКЛАМА