Грязь Земли: что такое грязевые вулканы и чем они опасны

На фоне «собратьев», извергающих лаву и пепел, они кажутся весьма безобидными, но это впечатление может быть обманчивым

1 ноября 2023

В массовом сознании слово «вулкан» ассоциируется с высокой горой, которая способна извергать пепел и лаву и может стать причиной катастрофы планетарного масштаба. Но на Земле существуют и другие вулканы, именуемые грязевыми. Корреспондент Vokrugsveta.ru совместно с вулканологом, популяризатором науки и основателем Музея «Вулканариум» Сергеем Самойленко разобрался в природе этого явления, а также посетил удивительный грязевой вулкан Магунтан на острове Сахалин.

Активный кратер грязевого вулкана в заповеднике Гобустан, Азербайджан

вулканолог

Популяризатор науки, основатель музея вулканов на Камчатке «Вулканариум», Член Русского географического общества

Что такое грязевой вулкан

Типичный грязевой вулкан представляет собой либо возвышение конусообразной формы с кратером (грязевая сопка, или макалуба), либо углубление в земной поверхности (сальза), из которого постоянно или периодически извергаются грязь и газы — нередко в сочетании с нефтью или водой.

— «Обычный» вулкан — это место выхода на поверхность магматического вещества. В случае же грязевого вулкана на поверхность выходит не магма, а, соответственно, грязь. Причем грязь, способная, как и лава, к самостоятельному перемещению под землей, — объясняет Сергей Самойленко.

Сегодня в мире насчитывается свыше тысячи грязевых вулканов, включая расположенные на морском дне. Например, их можно найти на берегах Каспийского, Чёрного и Азовского морей, в Италии, Исландии, Новой Зеландии, Америке, Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке. Более того, по мнению ученых, грязевые вулканы могут встречаться и на других планетах — скажем, на Марсе.

Как устроен грязевой вулкан

В грязевых вулканах, как и в магматических, источником активности являются горячие газы, которые поднимаются к поверхности с большой глубины и стремительно расширяются — такое явление в миниатюре мы можем наблюдать, открыв бутылку газировки.

Грязь Земли: что такое грязевые вулканы и чем они опасны

Жидкая грязь в кратере гобустанского вулкана

Антон Божко

— Подобные процессы могут происходить как в расплавах, так и в растворах. Если у нас присутствуют обводненные горизонты, имеются под землей природные резервуары с жидкостью, то в них может быть растворен тот или иной газ — иногда углекислый, иногда смесь углеводородов. При этом в силу разных причин (например, в результате землетрясения) могут создаваться такие условия, что газ начинает выделяться из этой газированной жижи. Он расширяется, занимает всё большие объемы и, подобно поршню, толкает эту жижу, выдавливая ее вверх. Это движение грязи порой перерастает в настоящее извержение, иногда — весьма внушительное, — рассказывает вулканолог.

Конусы грязевых вулканов Гобустана

Антон Божко

Самойленко добавляет, что высота грязевых вулканов всегда много меньше диаметра их основания, а крутизна склонов не превышает нескольких градусов, что объясняется низкой плотностью и высокой подвижностью продуктов извержения, содержащих много воды и газов. Постепенно эта полужидкая масса затвердевает, образуя потоки, покровы, плосковершинные холмы, холмы с кальдерами обрушения, конические холмы с различной крутизной склонов.

Опасны ли грязевые вулканы

Хотя грязевые вулканы считаются относительно безобидными на фоне магматических вулканов, они тоже способны причинить людям немало бед. Одна из опасностей, связанных с грязевыми вулканами, заключается в том, что они способны извергать огонь.

Грязь Земли: что такое грязевые вулканы и чем они опасны

Основные районы расположения грязевых вулканов

Baloglanov E.E., Abbasov O.R., Akhundov R.V. / Institute of Geology and Geophysics of the National Academy of Sciences

— Если мы посмотрим на карту расположения известных грязевых вулканов, то заметим, что самые крупные расположены в регионах с залежами нефти и газа. Такое соседство неслучайно. В таких местах основной движущей силой является не столько углекислый, сколько метан, бутан, этан и прочие горючие газы. Горючей становится и грязь, которую они пронизывают. И поэтому бывали случаи — например, в Мексике, — когда извержения грязевых вулканов сопровождались крупными возгораниями, длительными пожарами. В этом их отличие от магматических вулканов, которые выбрасывают раскаленную лаву, но никогда — чистое пламя, — отмечает Сергей Самойленко.

Но и простые извержения «грязевиков» чреваты неприятностями. Например, грязевой вулкан, возникший в мае 2006 года в округе Сидоарджо на острове Ява, начал выбрасывать грязь в огромных объемах — к сентябрю она покрыла около 2,4 км2. В результате были уничтожены рисовые поля, фабрики и креветочные фермы, а властям пришлось переселить 11 тысяч человек. 23 ноября того же года грязевые потоки прорвали заграждающий вал и повредили газопровод — последовавший взрыв газа унес жизни по меньшей мере десятка человек. Через два года грязь из признанного крупнейшим в мире вулкана растеклась уже по площади 6,5 км2, а число вынужденных переселенцев достигло 36 тысяч человек.

Грязь Земли: что такое грязевые вулканы и чем они опасны

По мнению исследователей, причиной возникновения грязевого вулкана в Сидоарджо стала неудачная попытка бурения, предпринятая местной нефтегазовой компанией. Извержение вулкана продолжается уже 18 лет, но объемы выбрасываемой грязи постепенно снижаются

FLPA via Legion Media

«Извержение грязевого вулкана Горелое пекло на Таманском полуострове в 1794 году сопровождалось землетрясением и гулом, который был слышен в радиусе до 50 километров. А во время последнего „буйства“ азербайджанского грязевого вулкана Локбатан в феврале 1935 года произошел сильный взрыв, и поток сопочной брекчии высотой до 30 метров и шириной до 200 метров двигался со скоростью 20 метров в сутки. Извержение грязевого вулкана Большой Боздаг в 1902 году повлекло за собой человеческие жертвы», — писал советский геолог Михаил Бальзамов в журнале «Вокруг света» в 1960 году.

Экспедиция на Магунтан

В 2023 году автор этого материала осуществил экспедицию на грязевой вулкан Магунтан на острове Сахалин. Его название происходит из языка первопоселенцев здешних мест — загадочных айнов и означает «северное селение». Другое название вулкана Пугачёвский — в честь протекающей неподалеку речки Пугачёвки. В этих местах расположена очень интересная геологическая аномалия: несколько огромных грязевых «ковров», на которых почти нет растительности, зато есть многочисленные кратеры по краям.

Вид на Магунтан с воздуха

Владимир Бублиенко

Сейчас Магунтан пребывает в «полусонном» состоянии, но когда-то он себя показывал — да еще как! По свидетельству очевидцев, в 1934 году здесь произошло грандиозное извержение: вулкан выбрасывал такие мощные потоки грязи, что те валили деревья вокруг. Фиксировались извержения и в более позднее время — порой грязевые фонтаны вздымались на высоту до полусотни метров. Последнее серьезное проявление активности имело место в 2005 году. Те, кому посчастливилось увидеть то извержение, рассказывают, что из недр земли доносился звук, похожий на рев реактивного двигателя.

Сегодняшний Магунтан представляет собой два обширных поля засохшей грязи. По ним можно ходить, но не в обычной обуви, а в высоких сапогах — под ногами грязь ощутимо проседает. Вокруг отчетливо чувствуется запах сероводорода, свидетельствующий, что вулканическая активность в этом месте продолжается.

На краю одного из грязевых полей обнаружилась целая россыпь маленьких конусообразных кратеров, в которых булькала жидкая серая грязь. Она оказалась едва теплой — по словам Сергея Самойленко, это означает, что основным источником ресурса для этого вулкана являются горизонты, расположенные на глубине не более 100-200 метров.

Владимир Веретенников

Окрестный пейзаж поражает своей красотой: горы, дикий лес, похожие на поверхность другой планеты грязевые поля в окружении желтых трав, россыпи хвощей. Наверное, так выглядела земля за миллионы лет до нашей эры. Если чуть зажмуриться, то не надо много труда, чтобы представить себе игуанодона, выглядывающего из зарослей…

Спустя два месяца автору снова удалось посетить Магунтан. За это время здешний ландшафт несколько изменился. По краям грязевых полей появились несколько свежих конусов, увенчанных побулькивающими кратерами. Очевидно, вещество, скованное тоннами отвердевшей грязи, ищет и периодически находит новые пути для выхода поверхность.

Так ли целебна вулканическая грязь

Грязь Магунтана, как и многих других грязевых вулканов, считается целебной. Говорят, что она отлично помогает при болезнях суставов, проблемах с кожей и т. д. В Макаровском районе, где находится Магунтан, до 1950-х годов функционировала грязелечебница, а теперь грязь в кратерах набирают туристы во время экскурсий (автор не стал исключением). Впрочем, вопрос, насколько полезно наносить эту грязь на лицо и другие части тела, остается спорным.

Владимир Веретенников

— Есть некоторые минеральные вещества, которые полезны для нашей кожи — они присутствуют в составе массы, выделяемой грязевыми вулканами. Другое дело, что подобные вулканы очень редко выделяют «чистое» целебное вещество. Я не уверен в том, что вулканическая грязь так уж полезна для человека, — предупреждает Самойленко.